деревня Чухчерема

Модератор: mishany

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 12 апр 2015, 14:33

Деревня Чухчерема раскинулась на высоком берегу Северной Двины, которая здесь широкая, величественная и полноводная.
После окончания Московско-новгородской войны 1471 года был заключён Коростынский мир между Иваном III и Новгородом Великим, по которому под власть Москвы перешли владения на Северной Двине, вплоть до устья: Емецк, Мехреньга, Ваймуга, Колмогоры, Подрядин погост, Чухчерема, Великая Курья, Кехта, Соломбала и другие
Панорама деревни фланкируется двумя ансамблями, встречающими суда, идущие как вверх, так и вниз по реке, и служащими для них своеобразным маяком. Церкви поставлены на изгибе реки, так что они никогда не видны одновременно. На южной околицы села – Никольская и Введенская церкви (по неточным сведениям уже не существуют), построенные во второй половине 19-го века на месте упраздненного Никольского монастыря, известного с 15-го века. На северной околице, на высоком холме, круто обрывающемся к реке, стоит небольшая церковь Василия Блаженного (построенная предположительно в 1824 году на месте сгоревшей предшественницы) и шатровая колокольня. Когда-то это был «тройник», включавший в себя также великолепную девятиглавую Ильинскую церковь 1657 года, которая сгорела в начале 1930-х гг.

Изображение

Церковь Василия Блаженного в деревне Чухчерема и шатровая колокольня

Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма (Архангельская область) — бывший православный храм, построенный в 1824 году, деревянный памятник архитектуры. Церковь являлась частью ансамбля-тройника Чухчемско-Ильинского погоста, наряду с колокольней (1783 год) и несохранившейся девятиглавой Ильинской церковью (1657 год). Расположена между деревнями Тарасово и Поташевская Холмогорского района.
Существующее здание церкви построено в 1824 году на месте сгоревшей в 1823 году Георгиевской церкви. Георгиевская церковь известна как минимум с 1676 года, когда новгородский митрополит Корнилий благословил постройку церкви взамен обветшавшей. До 1930 года являлась тёплым храмом «тройника», в который наряду с ней входила холодная девятиглавая Ильинская церковь (1657 год, сгорела в 1930 году) и отдельно стоящая колокольня (1783 год). В конце XIX века ансамбль церквей был центром Чухченемско-Ильинского прихода, в который входило девять деревень с населением около 1000 жителей.

С 1824 года освящена в честь Василия Блаженного — русского святого, московского юродивого.

Церковь Василия Блаженного представляет собой классический пример клетской церкви — древней формы деревянного храма. В основе церкви лежит клеть — прямоугольный сруб, который покрыт высокой двускатной (клинчатой) крышей. С восточной стороны пристроен алтарный прируб, с западной — сруб трапезной и крыльцо на два схода . По своей архитектуре здание церкви восходит к древнему типу клетских храмов. Об этом свидетельствует заострённая двускатная крыша и крупная пятигранная бочка над алтарным прирубом. По этим признакам архитектор И. А. Бартенев датирует церковь XVIII веком, вопреки устоявшейся дате постройки (1824 год). Древние формы здания обосновывает и предположение, что церковь Василия Блаженного была воссоздана «по подобию» предшественницы, Георгиевской церкви, сгоревшей в 1823 году

Колокольня утраченного ансамбля церквей (тройник) построена в 1783 году. В её основании находится низкий четверик, на него поставлен восьмерик, а завершается здание массивным шатром с луковичной главкой. Стены колокольни рублены «в лапу», что нехарактерно для северного зодчества, а более типично для среднерусских деревянных сооружений. Пол яруса звона находится на уровне полиц. При ремонте в 1910-х годах на ярусе звона появились балясины, хотя первоначальное ограждение было тесо́вым (теси́ны были уложены параллельно поручню

Изображение

Ансамбль церквей в Чухчерьме. В центре — Ильинский храм. Изображение с панно Елены Репиной

Ильинская церковь была построена в 1657 году на месте сгоревшей и вновь уничтожена пожаром в 1930 году. По своей архитектуре подражала каменным сооружениям XVI — первой половины XVII века. В основе церкви находился сруб-четверик, покрытый четырёхскатной крышей. Завершали храм девять глав: центральная поднята на невысокий шатёр, а остальные расставлены по обрезу крыши — четыре по углам сруба, остальные по осям фасадов. Шеи-барабаны и главы были покрыты лемехом. К срубу примыкали прирубы для алтаря и для паперти, оба завершённые бочками. Паперть была окружена низкой галереей.

Внутрь церкви вела дверь, завершённая кокошником. Щель между створками двери прикрывала вертикальная накладка в виде колонки, дополненной небольшими «дыньками» и резьбой. В составе пятиярусного иконостаса находились древние иконы. Резные царские врата были украшены слюдой и басмой

В фондах Архангельского музея изобразительных искусств находится праздничный чин иконостаса церкви Василия Блаженного деревни Чухчерьма. Иконы были вывезены из церкви, а затем, в 1983 году, переданы УВД Архангельской области в музей. Доски икон состоят из двух частей, без ковчега, писаны темперой по левкасу. У иконы «Преображение» доска цельная. Иконы отреставрированы в 1986—1987 годах, а иконы «Воскресение — Сошествие во ад» и «Рождество Богоматери» в 2002 и 2005 годах

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Изображение


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 27 апр 2016, 20:53

Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вокруг Архангельска — М.: Искусство, 1978.:

отрывок из книги:

".....Дорога в Чухчерему идет по земле, в конце XVII века принадлежавшей холмогорскому архиерейскому дому. Здесь стоял «двор для архиерейского пришествия», чуть ниже села, на реке Юре, находились соляные варницы, в Сятиверах работали «пильные мельницы». Архиепископ Афанасий старался не отставать от века.

Поселение Чухчерема возникло еще в период освоения новгородцами этих земель. Сейчас это большое село, вытянувшееся вдоль реки на полтора километра. Близость к областному центру ощутимо повлияла на его облик. Нелегко отыскать сегодня приметы старины среди ярко окрашенных, крытых шифером домов. Тем не менее они еще есть, надо только суметь их разглядеть. Отдельные дома, несмотря на их позднее происхождение, сохранили эстетику древних обнаженных бревенчатых срубов. Эти большие двухэтажные, близкие к городскому типу постройки зачастую не утратили традиционных хозяйственных дворов. В ряде изб сохранились и дощатые кровли, уложенные по «курицам» и «потокам», видны даже резные «шеломы» и бревенчатые консоли, поддерживающие свесы кровель. Иногда эти детали выглядывают из-под позднее уложенных шиферных плит или тесовой обшивки стен. Но не эти немногочисленные следы старой жилой архитектуры привлекают нас сегодня в Чухчерему. Древнее село является блестящим примером решения (очевидно, чисто интуитивного) сложной композиционно-пространственной задачи. Его береговая панорама фланкируется двумя живописными группами церквей, из которых каждая служит своеобразным «маяком» для судов, идущих по реке: южная «встречает» корабли, спускающиеся к устью, северная — поднимающиеся вверх по течению. Церкви поставлены на изгибе речного русла так удачно, что никогда не видны одновременно, «не спорят» друг с другом.

На южной околице села доживают свой век две обветшалые, не слишком древние деревянные церкви — Никольская и Введенская. Одна из них, поставленная на белокаменном цоколе, воспроизводит в дереве формы купольной каменной архитектуры, другая повторяет традиционный тип клетских храмов. Обе выстроены во второй половине XIX века на месте упраздненного древнего Никольского монастыря, известного с XV века и одно время приписанного к Троице-Сергиевой лавре.
Северный конец села замыкается огромным обрывистым холмом. На его вершине сейчас стоит небольшая деревянная церковь Василия Блаженного (Васильевская), поодаль от нее на востоке — шатровая деревянная колокольня. Это лишь фрагмент первоначальной великолепной архитектурной «триады» XVII—XVIII веков, главной, ныне утраченной частью которой была грандиозная девятиглавая Ильинская церковь 1657 года, известная по фотографиям и обмерам начала нашего века.

Эта группа памятников была основным зрительным ориентиром для судов, идущих от Архангельска. О том, что ансамбль был рассчитан на восприятие с воды, свидетельствует ступенчатое расположение его зданий на холме. За много километров виднелся огромный массив Ильинской церкви, увенчанный букетом пучинистых глав, словно нераспустившихся чешуйчатых бутонов фантастических цветов. По мере приближения к селу из-за него показывалась вертикаль островерхой колокольни и приземистый объем Васильевской церкви. Лишь у самого села все постройки как бы выстраивались в ряд, образуя живописную фронтальную композицию.
Васильевская церковь — типичный пример сельского теплого храма с двускатной кровлей, какие принято называть «клетскими». Клетские церкви с древнейших времен были самым распространенным типом храма, который зодчие продолжали развивать и совершенствовать на протяжении многих столетий, вплоть до нового времени. Развитие художественных особенностей этого типа шло, по существу, по линии преодоления «избяных», утилитарных конструкций, главным образом за счет увеличения высоты клинчатых кровель. Его апофеозом, высшей точкой развития, можно считать гигантскую клинчатую кровлю Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вежи Костромской области, выстроенной в начале XVII века8. А Васильевская церковь в Чухчереме — это пример рядового клетского зимнего храма, как и обычно, в ансамблях, не претендовавшего на ведущую роль. Незатейливая и скромная по архитектуре, Васильевская церковь все же подкупает нас той простотой и безыскусственностью форм, которые отличают народное искусство Севера. Объемное построение здания легко читается на его боковых — южном и северном — фасадах. К кубическому двусветному четверику с востока примыкает алтарный прируб, крытый бочкой, с запада — приземистая трапезная. Обшивка нивелирует живописную поверхность бревенчатых стен, но под ней распознаются старые детали: расширяющиеся кверху срубов «повалы», косяки и переплеты окон с раскладками. Памятник нуждается в скорейшей реставрации — ждут восстановления лемехо-вое покрытие главки, причелины и подзоры кровель, тесовое покрытие алтаря — словом, те детали, которые уничтожены поздними переделками, обеднившими художественный замысел строителей здания. Есть сведения, что Васильевская церковь возведена в 1824 году «...вместо сгоревшей в 1823 году Георгиевской церкви». Так это или в то время только отремонтировали более древнее, обгоревшее внутри сооружение, может показать лишь тщательное обследование конструкций.

Восьмигранный столп колокольни 1783 года возвышается над низким четырехгранным основанием. В противоположность глухой гладкой обшивке, скрывающей срубы церкви, поверхность открытого сруба колокольни, так же как и тесового трехрядного покрытия его шатра, очень материальна и живописна. В этом памятнике в рамках художественных и строительных традиций деревянного зодчества ясно видны следы воздействия на него каменной архитектуры. Ею подсказан, например, рисунок ажурных двойных арок с висячей гирькой яруса звона. Мы еще встретимся с каменными памятниками, весьма близкими этой колокольне, но построенными намного раньше.
В этом ансамбле привлекают прежде всего великолепно найденные пропорциональные соотношения отдельных сооружений. Силуэты памятников очень красивы и выразительны со стороны реки и ранним утром, когда они вырисовываются контражуром в лучах восходящего солнца, и поздним вечером, в освещении пламенеющих лучей заката.
Напротив Чухчеремы, словно перекликаясь с ней, виднеется пристань Ломоносове .Покидая Чухчерему, мы надолго прощаемся с правобережьем Северной Двины. Впереди — путь на острова....."


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 28 апр 2016, 07:10

Церковь Василия Блаженного.

для увеличения фотографии кликните по ней

Изображение

1910—1915,Автор:Н. Г. Неверов Направление съемки:юго-запад с сайта https://pastvu.com/p/271140
Снято: 1 июня 1915

Изображение

Рис. из журнала "Нива".
Снято: 1 января 1918

Изображение

Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
снято: ???

Изображение

Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/show ... ion_code=2

Изображение

Дверь в храм. Фото Н. Сластихина, 1915 год

Изображение

фото не ранее 1950-х гг.
Снято: ??


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 28 апр 2016, 12:36

Церковь Илии Пророка.Чухчерьма

Для увеличения изображения кликните по фото.

Изображение

Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Церковь Илии Пророка - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Снято: 1 января 1906

Изображение

Известия ИАК 1911http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Церковь Илии Пророка - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Снято: 1 января 1906

Изображение

Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Снято: 1 января 1900

Изображение

Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Церковь Илии Пророка - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Снято: 1 января 1900

Изображение

Реконструкция западного фасада. В. Суслов, 1880-е гг
Церковь Илии Пророка - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Снято: ??


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 28 апр 2016, 12:45

Церковь Илии Пророка.Чухчерема

Для увеличения изображения кликните по фото

Изображение

Иконостас Ильинской церкви. Фотография начала 20 века.
Снято: ??

Изображение

Южный фасад. Фотография 1910 года, автор Н.Г. Неверов
Снято: ??

Изображение

Северный фасад. Фотография 1910 года, автор Н.Г. Неверов
Снято: ??

Изображение

Главы и шатер. Фотография 1910 года, автор Н.Г. Неверов
Снято: ??

Изображение

Царские врата Ильинской церкви, фотография Сластихина, начало 20 века
Снято: ??

Изображение

Верх царских врат Илинской церкви, фотография Сластихина, начало 20 века
Снято: ??

Изображение

Фрагмент украшения царских врат Илинской церкви, фотография Сластихина, начало 20 века
Снято: ??


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 28 апр 2016, 12:48

из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.

Заповедником русского деревянного зодчества является погост Чухчерьма на Северной Двине. Здесь были построены многоглавая Ильинская церковь, колокольня и Васильевская церковь. Наиболее значительна была первая из них, но, к сожалению, она погибла от пожара в 1920-х гг. Возведенная в 1657 г. Ильинская церковь по своей композиции несомненно подражала каменным сооружениям XVI—первой половины XVII в. Отсюда трактовка основного объема — четверика, как простого, четко очерченного фасадными плоскостями куба, несущего целое «семейство» небольших, покрытых лемехом, глав, расположенных над плоской четырехскатной крышей. Всего их было девять. Центральная глава была поднята на невысокий шатер. Остальные расставлены параллельно обрезу крыши — четыре по углам сруба, остальные по осям фасадов. Основной куб дополняли два квадратных в плане прируба — алтарный и входной — для паперти, оба завершенные бочками. Западный прируб окружен был низкой галереей. Своеобразие церкви усиливалось тем, что не только сами главы, но и поддерживающие их довольно крупные массивные шеи-барабаны были целиком покрыты лемехом.

Заслуживали внимания и интерьеры Ильинской церкви. Дверь, ведущая в основное помещение церкви, завершалась кокошником, широкий наличник увенчивался изящно профилированным треугольных очертаний карнизиком. Вертикальная «накладка» на одну из створок, прикрывавшая щель между дверными полотнами, имела вид колонки, дополненной небольшими «дыньками» и резьбой.

В церкви был чудесный пятиярусный иконостас раннего времени. Он занимал полностью восточную стену храма и был весь заполнен древними иконами. Царские врата иконостаса были покрыты резьбой и украшены слюдой и басмой.

Существующая ныне церковь погоста Чухчерьма — Васильевская датируется обычно первой четвертью XIX в. Но, возможно, она была построена в более раннее время — в XVII столетии. Об этом свидетельствует классически простая композиция клетского храма, «древний» характер сильно заостренной двухскатной крыши, своеобразная и очень сочная по форме пятигранная бочка, покрывающая алтарный прируб.

Колокольня Чухчерьмы, сооруженная в 1783 г., — восьмигранная, шатрового типа. В композиционном отношении она аналогична звонницам сел Кулига Дракованная и Цывозеро, особенно первой из них, поскольку восьмерик и в Кулиге и в Чухчерьме покоится на низком четверике (в колокольне Цывозеро его, как известно, нет).


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 28 апр 2016, 12:49

Чухченемский Ильинский приход

Приход располагался на правом берегу Северной Двины, в 9 верстах от Холмогор, состоял из 9 деревень. Жителей в них к 1 января 1894 г. было: 438 мужского пола и 499 женского.
Приход образовался не позднее начала XVII века. Из грамоты митрополита Киприана от 16 февраля 1634 г., данной по случаю челобитной крестьян Чухченемской волости, известно, что этот приход пострадал в 1633 г. от нападения литовских людей, похитивших из обеих приходских церквей деньги, книги и храмосвятные грамоты.
Приходская Ильинская церковь, построенная в 1657 г. по благословению Новгородского митрополита Макария, была не первая от основания прихода, а устроена вместо ранее существовавшей и сгоревшей. До 1823 г. существовала также церковь во имя вмч. Георгия, устроенная по благословению Новгородского митрополита Корнилия в 1676 г. вместо одноимённой, уже обветшавшей, церкви. Ещё одна приходская церковь была построена в 1824 г. и освящена во имя Василия Блаженного.
Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Николаевским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница - выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.
Церковный староста: Прохор Балков 1887-1890? г.г.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 29 апр 2016, 06:19

Чухченемский Николаевский приход

Приход располагался в 10 верстах от Холмогор. В его состав входили 13 деревень, жителей в которых к 1 января 1894 г. было: 376 мужского пола и 438 женского.
Приход образовался из одноименного мужского монастыря. О времени основания монастыря можно отчасти судить по тому, что в церковном синодике, сохранявшем имена настоятелей и братии монастыря, четвертым значился игумен Никодим, выменявший в 1508 г. лоскут земли Николе Чудотворцу за рекой у Саввы и Павла Яковлевых детей. Возможно, монастырь сначала был самостоятельным, но со временем перешел в ведение Троице-Сергиевой лавры, о чём свидетельствовали двукратные описи монастыря со всеми деревнями и угодьями от 1611 г. за архимандрита Живоначальной Троицы Сергиева монастыря Дионисия и от 1615 г. за того же архимандрита и старца Авраамия и братии.
О том, когда монастырь был обращён в приход, косвенно можно судить по тому, что хранившиеся в церковном архиве духовные росписи не восходили далее 1764 г. И список приходских священников в памятной книге прихода был начат с того же 1764 г. До 1837 г. приход не был самостоятельным, а вместе с соседним Чухченемским Ильинским составлял один приход с двуклирным причтом.
При составлении описей монастыря в 1611 и 1615 г.г. в нём было две деревянные церкви: одна холодная во имя свт. Николая и другая теплая с трапезой и папертью в честь первомученика и архидиакона Стефана. Судьба Стефановской церкви неизвестна. Николаевская в 1629 г. была заменена новой в честь того же святого и освящена 22 мая 1631 г. Затем, по благословению архиепископа Афанасия, в 1689 г. была устроена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1850 г. Вместо Введенской церкви построили новую и, с разрешения Преосвященного Варлаама, переименовали её в честь свт. Николая Чудотворца, т.к. старая Николаевская церковь за крайней ветхостью к тому времени была уже упразднена.
В 1872 г. вместо упраздненной Никольской была устроена новая церковь в честь того же святого, а церковь, переименованная из Введенской в Никольскую, стала опять называться Введенской.
К приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов. В этой деревне по воле императора Петра I, посетившего её в 1693 г., была устроена первая в России коммерческая верфь. Здесь же в 1708-1710 г.г. владельцем первой корабельной верфи в Вавчуге купцом Никифором Бажениным устроена каменная церковь. Тем же купцом пожертвован церковный капитал в 1500 руб. В церкви два престола: главный в холодном храме во имя св. Иоанна Предтечи и придельный - в теплой трапезе - в честь свт. Иоанна Златоуста. Первоначально эта церковь считалась домовой для её строителей, а впоследствии со всем имуществом перешла в епархиальное ведение.
Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Ильинским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница - выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.
Церковный староста: Егор Шагин 1887-1890? г.г.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 30 апр 2016, 06:30

Версии происхождения названия Чухчерема (Чухчерьма)

ЧухчерЕма (топон.) — применение звука Р вместо Н: Чухченема – селение в 9 верстах к востоку от Холмогор (А.Н. Гранд.) ; село в Холмогорском районе, расположено в верховьях Северной Двины и объединяет куст из 8 деревень (д. Бор не сохранилась)
ЧухчерЁма (сущ., мн.ч.) - применение звука Р вместо Н; жители ЧухченемскАго селения в 9 верстах к востоку от Холмогор; по занятию - рыболовы (А.Н. Гранд.)

Версия №1.
Саамское наименование крупной птицы – глухаря (чуххч) закрепилось в названиях следующих объектов: речек – Чухча (в бассейне Пинеги), Чукча (на беломорском побережье), сёл и деревень – Чухченема (на Пинеге), Чухчерьма (на Двине, ранняя форма названия – Чухченема, где -нема < карельское niemi, вепсское nem’ «мыс»)

Память о народах, живших в давние времена на территории, называемой ныне Русским Севером, осталась в названиях крупных рек и озёр.
Есть среди них названия с саамской основой чухч, в значении «глухарь». Деревня Чухчерема, расположенная на правом берегу Северной Двины (Архангельская область, ниже Холмогорской луки) получила имя от названия «глухариной местности».
Существует версия, согласно которой топонимы с наименованием различных животных в основе, не обязательно отражали их обилие или присутствие на данной территории, а могли быть названием рода, проживающего рядом, или его тотемом.

Версия №2.
Одно из преданий о чудских жителях доносит из глубины веков, что будто бы в окрестностях Холмогор проживало семейство чудских великанов. На территории Матигор жила мать семейства, оттого и название произошло – мать-гора. На острове против Холмогор жил отец по имени Кур (Кур-остров). На соседней горе жила дочка Курья. Ещё на одном острове жил сын Ухт (Ухт-остров). На крутом двинском берегу жил другой сын, по имени Чух. А поскольку чудины по-славянски не умели «разговор вести», то пришельцы считали их немыми, то есть «чухчи немы». Оттого и название деревне, где обитал Чух со своими сродственниками дали Чухченема (сегодня Чухчерема). Таковы местные предания и легенды Холмогорской земли, к счастью сохранившиеся до наших дней.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 30 апр 2016, 20:15

Старые фотографии д.Чухчерема.

для увеличения фото кликните по нему

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

источник:https://vk.com/clubchuhcherema


Берегите себя!


Вернуться в «Краеведение»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость