деревня Чухчерема

Модератор: mishany

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 30 апр 2016, 21:22

Церкви Чухчеремского погоста

Погост расположен в конце деревни, растянувшеся вдоль Северной Двины между бывшими Никольскими и Ильинскими приходами. Местность здесь более пологая, чем в Никольской погосте. Поэтому Ильинская девятиглавая массивная церковь как бы вырвалась ввысь, делаясь заметный маяком с реки (Церковь, к сожалению, не сохранилась).
Рядок о ней Васильевская церковь стала особенно миниатюрной. Построенная по образцам щипцовых клетских церквей, она не контрастировала , но приближалась к о кружащей жилой застройке. Особенно это чувствовалось с реки, в сторону которой она повернута своим входом.
Колокольня отодвинута вглубь берега. Ее стройный восьмерик покоится на невысоком четверике. Погост в Чухчереме – уникальный ансамбль, один из прекраснейших среди деревянного церковного зодчества Русского Севера.
Справка подготовлена на основе материалов архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры».

для увеличения фото кликните по ней.

Изображение

источник :Галина Иванова-Калапышеваhttps://vk.com/id193567608

Изображение

снято ???

Изображение

фото с реки
снято:???


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 30 апр 2016, 21:44

Чухчерема на картах Холмогорского уезда Архангельской губернии

Холмогорский уезд был образован в 1780 г. в ходе административной реформы Екатерины Второй в составе Архангельской области Вологодского наместничества, в 1784 г. преобразованного в самостоятельное Архангельское наместничество (с 1796 г. губерния). Административным центром уезда был город Холмогоры (некогда село с тем же названием, первоначально Колмогоры, Колмогорский городок) известный с XIV века.

Для увеличения фото кликните по нему.

фрагмент нетопографической карты Холмогорского уезда Архангельской губернии из Российского атласа 1767-1796 годов, масштаб не указан. Карта времен межевания.

Изображение

фрагмент нетопографической карты Холмогорского уезда Архангельской губернии, из Атласа Российской Империи за 1800 год, масштаб не указан.
Карта времен межевания.

Изображение

А вот на частично топографической карте Холмогорского уезда 1821 года д.Чухчерема,почему то, не указана.

Изображение

Карта 1 благочиния Холмогрского уезда.1890 г.

Изображение

План мест, прилежащих к Куростровской волости, где родился г. Ломоносов» И.Лепехина (1788 г.), адаптированный Яблоковым В.М.

Изображение


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 03 май 2016, 15:36

Никонов Яков Петрович

[1746(?), Чухченемская вол. Холмогорской округи Двинского у. — 25(?).04.1819, Архангельск]

Городской голова Архангельска в 1799-1802,1808-1811 и с 1817 по 25 апреля 1819 г.
Архангельский купец 3-й, затем 2-й и 1-й гильдии.
Родился в семье крестьянина (по данным провинциального некрополя, в духовном звании, отец, по одним данным, был иконописцем, по другим — старожил).
Имел дом, купленный у советника Александра Зубкова, пивоваренный завод и лесопильную мельницу в Великоустюжском уезде.
В 1782 г. записался в посад и архангельское купечество.
Имел два дома: один в городе, другой «по наследству от прародителей» в Чухченемской волости с пахотными и сенокосными землями.
Вёл оптовую торговлю хлебными припасами и разными товарами.
Из своих средств оплачивал службу городского писаря.
В 1814 г. был депутатом от архангельского общества в Петербурге для участия в празднике Сретения у императора Александра I.
Построил Ильинскую церковь на Быку (нынешний кафедральный собор).
В 1786 г. объявил капитал 10 100 рублей.
В браке с Евфимпей Калиновной Шубной (1756 -после 1819), дочери крестьянина Ровдогорской волости Холмогорского уезда, имел двух сыновей: Аполлона и Валериана — и трёх дочерей.
Похоронен на городском кладбище при входе в Ильинскую церковь


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 05 май 2016, 10:41

Николаевский Чухченемский монастырь.

Николаевский Чухченемский монастырь располагался в 10 верстах от Холмогор и являлся одним из четырех старейших обителей нижнего Подвинья ( Успенский Лявленский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Николаевский Чухченемской монастыри основаны не позднее второй половины XIVвека). Чухчемский был мирским монастырем, он основан жителями Холмогорского уезда. Монастырь был построен в конце XIV века миром нескольких отдельных волостей, которые дали ему для содержания несколько участков земли, и это было сделано, как позднее объясняли крестьяне: «для царского богомолия и душевного своего спокойствия и на поминок родителей своих и для постригания безвкладных нищих, нуждных людей, которые, ходя по миру, скитаются» (Архангельские Губерн. Ведом., 1870, № 70; Ефименко, Материалы для истории поземельн. влад. в Архан. губернии).
Несмотря на близость к административному центру Подвинья – Холмогорам монастырь всегда оставался небогатым. Возможно в начале он был самостоятельным. Сохранились в государственных архивах всевозможные грамоты о деятельности этого монастыря, а также на основе их проведены исследования разными историками.
На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители (институт "чернецких” и церковных старост и т.п.
К XVII веку усиливается влияние на Севере Троице-Сергиевой Лавры. В 1611-1613 гг вотчиной столичного монастыря и становится Чухченемский монастырь. К моменту приписки земельный надел Чухченемского монастыря был небольшой, включая 13-15 малодворных деревень и не более 22 дворов всего. К 1678 г. состав деревень практически не изменился, да и число дворов не сильно возросло - их стало 29 . В научной литературе утвердилось мнение, что приписка к Троице-Сергиеву монастырю оборвала последние связи Николаевской обители с окружающим ее волостным миром (исследователи М.А.Островская, Н.Н.Покровский, А.И.Копанев). Мысль эта имеет под собой основание. Действительно, многое меняется в самом характере документации Чухченемского монастыря после включения в состав Троицкой корпорации. Чухченемские акты теряют присущую им в ХV в. (в меньшей степени ХVI в.) самобытность - пергамен в качестве материала для письма, наличие свинцовых вислых печатей, упоминания о чернецких и церковных старостах, да и особенности самих поземельных сделок, которые совершались раньше. Но сами поземельные связи жителей края с Чухченемским монастырем все же сохранялись и после его включения в состав Троицкой корпорации. За 1616-1635 гг. известны факты передачи холмогорцами по вкладам, закладам, обменам своих "вотчинных деревень” ( то есть участков ), "орамых земель”, пожен, дворов, изб, разной движимости. Вклады эти по-прежнему мотивировались желанием быть погребенным в "доме Живоначальной Троицы и чудотворца Николы на Чухченеме” или поступить туда в слуги. В 1681 г. монастырь приписан к архиерейскому дому новоучрежденной Холмогорской епархии.
Конечной степенью развития Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел "старинные тетрадки”, летописи и грамоты. После 1764 года названия монастыря в отчетах епархии не появляется, что говорит о преобразовании его в Никольский Чухченемский приход. Список приходских священников в памятной книге прихода был начат с того же 1764 г. До 1837 г. приход не был самостоятельным, а вместе с соседним Чухченемским Ильинским составлял один приход с двуклирным причтом.
При составлении описей монастыря в 1611 и 1615 г.г. в нём было две деревянные церкви: одна холодная во имя свт. Николая и другая теплая с трапезой и папертью в честь первомученика и архидиакона Стефана. Судьба Стефановской церкви неизвестна. Николаевская в 1629 г. была заменена новой в честь того же святого и освящена 22 мая 1631 г. Затем, по благословению архиепископа Афанасия, в 1689 г. была устроена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1850 г. Вместо Введенской церкви построили новую и, с разрешения Преосвященного Варлаама, переименовали её в честь свт. Николая Чудотворца, т.к. старая Николаевская церковь за крайней ветхостью к тому времени была уже упразднена. В 1872 г. вместо упраздненной Никольской была устроена новая церковь в честь того же святого, а церковь, переименованная из Введенской в Никольскую, стала опять называться Введенской.
К приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов. В этой деревне по воле императора Петра I, посетившего её в 1693 г., была устроена первая в России коммерческая верфь. Здесь же в 1708-1710 г.г. владельцем первой корабельной верфи в Вавчуге купцом Никифором Бажениным устроена каменная церковь. Тем же купцом пожертвован церковный капитал в 1500 руб. В церкви два престола: главный в холодном храме во имя св. Иоанна Предтечи и придельный - в теплой трапезе - в честь свт. Иоанна Златоуста. Первоначально эта церковь считалась домовой для её строителей, а впоследствии со всем имуществом перешла в епархиальное ведение.
Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Ильинским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница - выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.

Масштаб вотчины Николо-Чухченемского монастыря в ХVII в. вполне соотносим с параметрами и Николаевской Чухченемской волости в конце ХVIII в., являвшейся одной из мелких волостей Подвинья, в которой исследователи отмечали 14 поселений и 67 дворов .


Ссылки.
-Чухченемский Николаевский приход//Православные приходы и монастыри Севера.
-М. Черкасова. КРVIIНАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ВОТЧИНА В РОССИИ КОНЦА ХVI - ХVII ВЕКА (По архиву Троице-Сергиевой Лавры).
- А. Папков. Приходская жизнь в древней Руси.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 20 май 2016, 12:13

Письмо.размещенное на сайте губернатора Архангельской области И.А.Орлова

Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма (Архангельская область) — бывший православный храм, построенный в 1824 году, деревянный памятник архитектуры. Церковь являлась частью ансамбля-тройника Чухчемско-Ильинского погоста, наряду с колокольней (1783 год) и несохранившейся девятиглавой Ильинской церковью (1657 год). Расположена между деревнями Тарасово и Поташевская Холмогорского района.

Существующее здание церкви построено в 1824 году на месте сгоревшей в 1823 году Георгиевской церкви. Георгиевская церковь известна как минимум с 1676 года, когда новгородский митрополит Корнилий благословил постройку церкви взамен обветшавшей. До 1930 года являлась тёплым храмом «тройника», в который наряду с ней входила холодная девятиглавая Ильинская церковь (1657 год, сгорела в 1930 году) и отдельно стоящая колокольня (1783 год). В конце XIX века ансамбль церквей был центром Чухченемско-Ильинского прихода, в который входило девять деревень с населением около 1000 жителей.

С 1824 года освящена в честь Василия Блаженного — русского святого, московского юродивого.

В фондах Архангельского музея изобразительных искусств находится праздничный чин иконостаса церкви Василия Блаженного деревни Чухчерьма. Иконы были вывезены из церкви, а затем, в 1983 году, переданы УВД Архангельской области в музей.

Через восемь лет, в 2024 году, церковь Василия Блаженного будет отмечать свое двухсотлетие. Церковь является памятником федерального значения. Однако состояние этого памятника, скажем мягко, не соответствует его значению. Хотелось бы узнать, имеются ли планы по реконструкции этого памятника? Если нет, то что нужно сделать, чтобы свой юбилей церковь встретила обновленной и восстановленной? При отсутствии внимания, мы совсем скоро можем загубить еще одну страницу своей истории.

17 мая 2016 г. получен следующий ответ:

Министерство культуры Архангельской области разделяет Вашу озабоченность состоянием объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Церковь Василия Блаженного, 1824 г., колокольня, 1783 г. (деревянные)», одного из ярких образцов деревянной архитектуры Русского Севера.

Информируем Вас, что для сохранения объекта культурного наследия разработан и прошел экспертизу проект его реставрации.

В текущем году министерство культуры Архангельской области приняло участие в заявочной кампании федеральной целевой программы «Культура России (2013-2018 годы)», подготовив и представив в Министерство культуры Российской Федерации заявку на финансирование проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия на 2017 год. Заявка зарегистрирована под номером 29-59833.

Уверены, Вы понимаете, что за объектом культурного наследия требуется постоянный уход, в том числе сезонный выкос травы, а также наблюдение, особенно в период гроз.

Будем благодарны, если обеспечение сохранности объекта культурного наследия и в дальнейшем останется предметом Вашей заботы.

С уважением, министр культуры Архангельской области В.А. Яничек.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 14 июн 2016, 15:16

Приписка вотчины Чухченемского монастыря к Троице-Сергевому монастырю

В 1611-1613 гг. позиции Троице-Сергиева монастыря на нижней Двине заметно усилились благодаря приписке к нему местного Николо- Чухчемского монастыря. Это был один из древнейших двинских монастырей, существовавший, по мнению А.А.Шахматова, с конца ХIV в., а судя по его грамотам, по крайней мере уже к середине ХV в. На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители (институт “чернецких” и церковных старост и т.п.

К моменту приписки вотчина Чухченемского монастыря была небольшой, включая 13-15 малодворных деревень и не более 22 дворов всего. К 1678 г. состав деревень практически не изменился, да и число дворов не сильно возросло - их стало 29 (по данным Я.Е.Водарского на 1700 г. ). В научной литературе утвердилось мнение, что приписка к Троице-Сергиеву монастырю оборвала последние связи Николаевской обители с окружающим ее волостным миром (М.А.Островская, Н.Н.Покровский, А.И.Копанев) . Мысль эта имеет под собой основание. Действительно, многое меняется в самом характере документации Чухченемского монастыря после включения в состав Троицкой корпорации. Чухченемские акты теряют присущую им в ХV в. (в меньшей степени ХVI в.) самобытность - пергамен в качестве материала для письма, наличие свинцовых вислых печатей, упоминания о чернецких и церковных старостах, да и особенности самих поземельных сделок, которые совершались раньше. Но сами поземельные связи жителей края с Чухченемским монастырем все же сохранялись и после его включения в состав Троицкой корпорации. За 1616-1635 гг. известны факты передачи холмогорцами по вкладам, закладам, обменам своих “вотчинных деревень” ( то есть участков ), “орамых земель”, пожен, дворов, изб, разной движимости. Вклады эти по-прежнему мотивировались желанием быть погребенным в “доме Живоначальной Троицы и чудотворца Николы на Чухченеме” или поступить туда в слуги.

Конечной стуенью эволюции Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел “старинные тетрадки”, летописи и грамоты. Масштаб вотчины Николо-Чухченемского монастыря в ХVII в. вполне соотносим с параметрами и Николаевской Чухченемской волости в конце ХVIII в., являвшейся одной из мелких волостей Подвинья, в которой исследователи отмечают 14 поселений и 67 дворов.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 30 июл 2017, 11:20

29 июля 2017 года жители и гости д.Чухчерема отметили день деревни.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 30 июл 2017, 11:24

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 30 июл 2017, 11:27

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

деревня Чухчерема

Сообщение лесоруб » 30 июл 2017, 11:30

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение


Берегите себя!


Вернуться в «Краеведение»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость