село Холмогоры

Модератор: mishany

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 21 апр 2015, 18:33

село Холмогоры

Село Холмогоры (первоначально Колмогоры, Колмогорский городок) известно с XIV века. Первая деревянная крепость новгородцев появилась в конце XIV — начале XV века. В 1613 году выстроен четырёхугольный деревянный кремль с пятью башнями; 8 декабря того же года кремль успешно выдержал осаду польско-литовского войска. Так как старый был размыт половодьем, в 1621 году на противоположном высоком берегу построен новый деревянный кремль с 11 башнями, который сгорел в 1723 году.

В 1492 году из Холмогор вышел в Данию морским путём морской караван с зерном для продажи на европейских рынках. Поскольку этим караваном в Данию было доставлено посольство царя Ивана III, записи об этом походе сохранились в летописях и стали первым документальным свидетельством о появлении в России собственного торгового флота.

Холмогоры вошли в историю России XVIII в. в результате дворцового переворота 1741 г., как место ссылки так называемого "Брауншвейгского семейства".

В 1744 г. Холмогоры были избраны местом окончательной ссылки семьи свергнутого российского императора Иоанна VI Антоновича. Сюда были доставлены его отец Антон-Ульрих Брауншвейгский, мать Анна Леопольдовна ("правительница России", т.е. регентша при свергнутом императоре в 1740-1741 гг.), а также их дочери Екатерина и Елизавета. Уже в холмогорской ссылке родились двое других детей - Петр и Алексей. Антон-Ульрих скончался в Холмогорах в 1774 г., где был тайно похоронен. Точное место его захоронения неизвестно. "Брауншвейгское семейство" покинуло Холмогоры только в 1781 г. (с позволения императрицы) Первоначально название звучало как Колмогоры. «Колм» – это «три» с финно-карельского наречия, т.е. буквально «Трехгорка». В дальнейшем как только не изменяли этот топоним, пока не пришли к русскому «Холмогоры». Село было и со скандинавским звучанием – Холмгард, Хольмагрд, и зырянским – Колмегорд. Потом гордый Колмогород ассимилировался в северно-русский топоним Холмогоры, похожий на другие – Матигоры, Ровдогоры…

В 1492 году из Колмогор в Данию морским путем вышел караван с зерном для продажи на европейских рынках. С караваном в Данию поехало посольство царя Ивана III. В летописях сохранились записи об этом походе, они и стали первым документальным свидетельством о появлении в России собственного торгового флота. Таким образом, Холмогоры стали первым российским международным морским портом.

Удачное расположение на перекрестке водных артерий сделало Холмогоры значительным торгово-административным центром и городом. Из Великого Новгорода через Холмогоры товары шли в Европу. Северяне продавали и свои «бренды» – меха, «царскую рыбу», соль – что приносило немалую прибыль.

Уже с середины XV столетия в Холмогоры прибывали английские и голландские торговые корабли. Тогда город вошел в состав Московии и стал центром Двинской земли. Появилось множество домов иностранцев, контор, складов товаров, была сооружена первая в стране канатная фабрика.

В 1613 году здесь выстроили деревянный кремль с пятью башнями, который в декабре того же года успешно выдержал осаду польско-литовского войска. Но скоро обрушилось половодье – этой осады кремль не снес. И в 1621 году на противоположном высоком берегу Двины отважные поморы построили новый деревянный кремль, уже с 11 башнями.

Торговые суда с годами модернизировались и увеличивались в размерах, поэтому по причине мелководного рейда в семидесяти верстах от Холмогор, ближе к Белому морю, в 1684 году был основан другой морской порт – Ново-Холмогоры, впоследствии получивший название Архангельск.

Однако Холмогоры пока остается административным и духовным центром Придвинья. В конце XVII века под чутким руководством архиепископа Афанасия строится целый комплекс храмовых сооружений: Кафедральный Спасо-Преображенский собор – самый большой 5-главый храм на Севере (1685-1691 гг.), Архиерейские палаты (1688 г.) и Шатровая колокольня (1683-1695 гг.). Преображенский собор напоминает Успенский в Московском Кремле. Несмотря на частичное разрушение собор сохранился, а до 2011 года будет полностью отреставрирован. В 1693 Холмогоры посетил Петр Первый, который останавливался в Архиерейских палатах. Там же располагалась единственная в округе словесная школа, где мечтал учиться юный Михайло Ломоносов. В школу не брали крестьянских детей, но стремление к грамоте у Ломоносова было настолько сильно, что он пошел учиться в Москву.

Михаил Ломоносов родился в 1711 году и рос до 19 лет в деревне Мишанинская, что через речку от Холмогор. В той же деревне родился будущий великий скульптор и резчик по кости и перламутру – Федот Шубин.

Жители Холмогор и окрестных деревень издавна славились как искусные мастера резьбы по «рыбьему зубу». Уровень их мастерства подтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате Московского Кремля. Косторезное ремесло живет и сейчас, а знают и ценят его уже по всему миру.
Всемирную известность Холмогоры получили не только благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову и потрясающим ажурным вещицам из клыка мамонта. Знамениты и местные буренки одной из самых высокоудойных в мире холмогорской породы.

С 1923 года город Холмогоры был снова переименован в село. Сейчас это районный центр с пятитысячным населением, вторая кафедра епископа Архангельского и Холмогорского, уникальный памятник истории.

Герб города Холмогоры утвержден 17 августа 1781 года. В верхней половине щита Вологодский герб, в нижней половине «квадрант в голубом поле, в знак того, что сего 1781 года указом велено учредить мореходную школу». Позже существовал герб Холмогор с Архангельским гербом в верхней части.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 21 апр 2015, 18:38

Глава из книги П. И. Челищева "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Старинный город Холмогор лежит под 64-м градусом и 23-ю минутою северной широты и под 56-м градусом и 2-ю минутою долготы, на западном берегу Двины и при вытекающих из той же Двины особыми проливами или рукавами и опять в нее впадающими реками Куропалке и Холмогорке, окружающей город; по ним ходят большие двинския суда; ловится рыба сиги, щуки, окуни, налимы, сороги, лещи, ерши и елцы. Положение места, где городское строение, приятное и по большей части ровное. В нем каменных три, деревянных три, а всех, в которых отправляется служба, шесть церквей: 1) каменный, бывший катедральный собор, во имя Преображения Господня. Поелику сей город был епархиальный, то жившие в нем до перенесения катедры в Архангельск архиереи полагались во оном соборе, над которыми поставлены гробницы с их портретами, погребено ж их семь. 2) Возле оного холодного собора каменный же теплый собор Двенадцати Апостолам. Приходския: 3) Каменная, двуэтажная, Глинская называемая; в ней в верхнем и нижнем этажах пять престолов, в верху настоящий храм Живоначальной Троицы, придельныя — первоверховным апостолом Петру и Павлу и Усекновению Честныя Главы Иоанна Предтечи; в низу — Благовещению Пречистыя Богородицы, предел апостолу Андрею Первозванному. Деревянные: 4) Введению во храм Пресвятыя Богородицы и апостолу евангелисту Иоанну Богослову. 5) Ниже городского посада — Рождеству Христову, придел — пророку Предтечи и Крестителю Господню Иоанну. 6) За городом на кладбище — Падрокурская, Покрову Пресвятыя Богородицы. В находящемся при городе третьего класса Успенском Девичьем монастыре строение все деревянное; в нем две деревянных церкви: 1) холодная — Успению Пречистыя Богородицы; 2) теплая на каменном фундаменте — Архангелу Михаилу. На содержание сего монастыря каждый год из казны отпущается 390 рублей.

Изображение

карта из книги "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Купечество и мещанство сего города живут бедно; главный же их торг состоит в откупе целых барок, каюков и плотов, нагруженных всяким перемолотым в муку и переделанным в крупу хлебом, которые двинския суда приходят к Холмогорам вскоре по вскрытии вод, плывучи к Архангельску из разных нижних городов, а особливо с Вятки, Устюга, Вологды и Шенкурска, и для продажи прежде холмогорским жителям, стоят чрез целый месяц, что у них и называется годовою ярмонкою, и накупивши барок, каюков и плотов с хлебом, идут, на сколько наличный капитал позволит, для перепродажи на иностранные корабли и тамошним гуртом торгующим купцам, на тех же судах отвозят в город Архангельск, и другие, где хлеб не родится, города; притом еще имеющие изрядный капитал на своих мореходных, стоящих в городе Архангельске судах, для морского зверинаго и рыбнаго промысла ездят к берегам Севернаго окияна до Килдюина и откупают в городе Коле разные морския рыбы и морских зверей кожи и сало у живущих там Лопарей и продают сало в Архангельске для отпуску за море, а рыбу свежую, соленую и сухую, вместе с откупною у крестьян своего уезда семгою, отвозят в столичные города Москву и Санкт-Петербург, куда также стадами отгоняют и своего уезда холмогорских коров и быков. Мещане ж, не имеющие по своей бедности для оных оборотных торгов наличнаго денежнаго капитала и кредиторов, нанимаются у достаточных работниками, ездят на мореходных судах лоцманами и работниками, работают при адмиралтействе, бирже и заводах. Впрочем, обыкновенными городу, получаемыми из Архангельска и Москвы товарами хотя и торгуют, но по неимению дворянства, не дорогими, а по большей части нужными для крестьянства.

Фабрик и заводов нет, а только имеется четыре ветряных мучных мельниц.
В городе Холмогорах: купечества мужеска — 70, женска — 65; мещанства мужеска — 514, женска — 575; мореходцев мужеска — 69, женска — 55; церковных причетников мужеска — 36, женска — 45; разночинцев мужеска — 85, женска — 112; казенного ведомства обывателей мужеска — 25, женска — 4; при разных должностях мужеска — 79, женска — 77; по торгу, промыслу и в разных работах мужеска — 28, женска — 83; итого, мужеска — 906, женска — 1,046, а обоего мужеска и женска пола — 1,952 души; в числе их мастеровых резчиков из кости 8, а медников, портных, сапожников, столяров и маляров очень мало, а прочих ремесл мастеровых и совсем нет. Женщины упражняются в плетении грубых кружев, в пряже льну и в ткании полотен.
Все вообще холмогорские жители, по причини сенокосных во одну сторону верст на сорок простирающихся хороших лугов, исконибе самые во всем наместничестве лучшие имеют коровьи заводы. Жители Архангелогородские и холмогорские уверяют, что поеные телята-годовики бывают освеженые, без кожи, без требуха, без ног и без головы от двенадцати до пятнадцати пуд и больше, и столько славятся, что и ко двору оные ставят. Однакож я не видал гораздо крупных коров и быков в городе и в уезде, и думаю, что оное скотоводство гораздо приходит в упадок потому, что во всю Россию отгоняют великия стада на заводы. Говядина холмогорская не столько славится вкусом, как кеврольская, и для того думать надобно, что и тамошняя животина не уступает холмогорской.

В мою в нем бытность были господа присутствующее: городничий — коллежский ассессор Захар Захарович Бендцон; уездный казначей — губернский секретарь Семен Иванов; расправный судья — губернский секретарь Николай Михаилов Ордин; исправник — Гаврила Семенович Волков; почтмейстер — Яков Яковлевич Ребендер.

Сей город Холмогор достопамятен прошествием чрез него троекратно на север Петра Великого в 1693, 1694 и 1702 годех, почему на берегу речки Куропалке против собору, где он изволил выходить на берег, просил я помянутаго господина городничего на самом том месте поставить сделанный мною деревянный крест с следующею надписею: «Изуй сапог твой, место бо, идеже стоиши, коснулася нога Петра Великого, отца отечества, и потому свято». Еще славится оный город произведением в 1711 годе в против самого города на двинском, облегающим с одной стороны Двиною, а с другой от города ручкою Куропалкою, Кур-острове, в погосте и деревне того ж названия, на свете славнаго в ученом свете мужа, статского советника, императорской Санкт-Петербургской академии наук профессора, Стокгольмской и Бононской члена, Михаила Васильевича Ломоносова.

Я ездил с городничим и почтмейстером на то место, где родился помянутый Михайла Васильевич Ломоносов и любопытствовал, не увижу ль каких отменных на нем знаков, но не нашел ничего. Опустошенное сие, совсем лежащее печально, место широтою четырнадцать сажен, длиною сажен до сорока, со огородами принадлежит, к ныне живущему, положенному в подушный оклад казенного ведомства крестьянину Андрею Михайлову Шубнову, стоит на крутом береге, над небольшим из Двины в Куропалку проливом, среди строенья деревни Кур-острова, лицем на юго-запад. Среди бывшего при нем огороду выкопана небольшая сажилка, а прочего имущества его никаких и знаков не остается, кроме места. Положение окрестности сей деревни обширно и величественно; возвышенные его окружности представляют пахатныя нивы, приятные и пространные, стадами и табунами всегда испещренные луга, а низкие вокруг пологи имеют вид песчаных степей, которые ежегодно от наводнений двинских и куропальских увеличиваются; северо-западную сторону его облегает вдали большая еловая роща, которая, украшая селение, защищает его отчасти и свирепства северных ветров. Природа и труды человеческие потщилися сие место обложить изящнейшим горизонтом. Изобильнейшие воды окружают повсюду пашни и сенокосы, прерывающиеся несколькими лесами и многочисленными холмами, которым наибольшую предают живность близь лежащий город, великое множество погостов и многочисленные разных родов селения. Трудолюбие многолюдных поселян, великое плавание судов вверх и вниз по Двине, по Куропалке и по разливам, звон и шум городской и селений, к тому же изобилие рыб, птиц и всяких для жизни потребностей должны составлять наипрелестнейшую картину, когда натура облачается в радостную одежду приятныя весны. Сии то счастливые часы одарили нас, может быть, великим сим писателем и взожгли в нем сие пламя к славе. На оном месте просил я господина городничего поставить мною сделанный монумент, с нарисованною картушкою и надписями, приложенными при сем. Сей монумент поставлен против города Холмогор, за рекою Куропалкою, что в 70-ти верстах в верху города Архангельска пудасом или рукавом из Северной Двины протекает, на острове Кур-острове, в погосте того же названия, в деревни того же имяни. Он просто сделан из досок и укреплен к земле небольшими сваями, на некотором возвышении; невысокую его и четвероугольную остроту поддерживает пятичетвертной куб; высота всего памятника имеет 4 аршина. Он выкрашен Белою краскою; на 8-ми же его сторонах по нумерам подписано и нарисовано черною краскою следующее:

На косяке в верху:

Аллегорическая нарисованная картушка с изображением венка финиковаго и лавроваго, кадуцей с крылами, две трубы, лира Аполлонова, глобусы, квадрант, колбы, телескоп, карта и книги. На остроте обелиска змее, означающая вечность.

2) В верху на косяке:

На семь месте родился Михайло Васильевич Ломоносов, статский советник, Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук профессор, Стокголмской и Бононской Академий член, 1711 году, а умер в Санкт-Петербурге году, -го числа. Тело его предано земле в Александро-Невском монастыре, душа его отлетела в райския селения, а могила его украшена изрядным надгробным камнем, из белаго мрамора сделанным в Италии, любовию и почтением к ему Великого Poccийского Канцлера графа Михайла Jlapионовича Воронцова.

3) На косяке в верху:

Сей слабейший и маловажный памятник, в знак своего высокопочитания, воздвиг проезжающий из Санкт-Петербурга и возвращающийся туда же, секунд-майор Петр Челищев, не имее ни времени, ни способов возставить достойное и лучшее здание сему великому мужу. 29VIII 1791.

4) На косяке в верху:

Mocковский здесь Парнасс изобразил витию
Что чистый слог стихов и прозы ввел в Poccию.
Что в Риме Цицерон и что Виргилий был,
То он один в своем понятии вместил;
Открыл натуры храм богатым словом Россов,
Пример их остроты в науках Ломоносов.


На горке, представляющей его могилу, стоят два щита, на одном герб М. В. Ломоносова, на другом его вензель; по сторонам две пальмы, составляющия листвием своим сень и венок; в боку заходящее солнце, в другом боку луна и несколько звезд в облаках тучных и мрачных; на щитах сидит ночная птица сова, покрывающая их своими крылами.

Умолкший уж давно Афин и Римлян дар
Витийством громких слов владети над сердцами
Воззвал от долга сна сей северный Пиндар
Лирической трубой и звонкими струнами.
Сей сельский Холмогор лишь стер свой мрак с очей
Напрягся, поднялся, излетел, объял природу,
Возжег в веках свечу гисторией своей
И книгу древних Росс разверз земному роду.
С Невтоном изчислял в морях — алгебры, груз,
В хаосе вихров был Картезию соперник,
Схватил рукою цепь планет и звезд союз,
Держал что Птоломей, и Тихобрах, Коперник.
От тайны недр земных измерив и открыв,
Наскучил опытом ползущим в изысканьях,
Вдруг к созиданью свой дух гордый устремив
Скупую химию настиг в своих ристаньях,
II мощною рукой от персей исхитил
Прекрасну дщерь ее, младую мозаику:
И не насытясь тем столь алчен к сдаве был,
Подъял на рамена мысль страшну и велику,
Что даже нет Петра, отца отечества,
Хвалу вселенные, венец племян Славенских.
Но тут возстал на брань чин строгий естества
И рек: «Иди ж к ему! В полях он Елисейских».
Здесь счастие ему еще оставило в удел
Свой вящший к славе дар, в час пагубной годины:
Ученый свет взрыдал, и мир преклонный зрел,
Что смертью оп извлек слезу Екатерины.
Читатель! Воздохни, коль ты сын верный Россов.
И вспомнив, содрогнись, каков был Ломоносов!

Петр Челищев.

Во оном Кур-островском погосте две церкви: одна — каменная, другая — деревянная. Каменная двуэтажная, в верху храм Казанской Божией Матери, в низу — великомученицы Екатерины. Деревянная одноэтажная — великомученику Димитрию Селунскому. Здесь побочь пустого Михаила Васильевича Ломоносова места живет означенный крестьянин Шубной, брат Федоту Ивановичу Шубину, профессору скулптуры.

В двух верстах от города на той же стороне Двины и Куропалки, где город, погост и деревня Верхний Большой Никольский Матегор; в нем каменная церковь о трех престолах: 1-й — Воскресению Христову, 2-й — великомученицы Параскевы, 3-й — Николаю Чудотворцу. Здесь живет состоящий в подушном окладе государственный крестьянин Евсей Федоров Головин, его жена Марья Васильева, родная сестра Михаила Васильевича Ломоносова, мать профессора Михаила Евсеева Головина.

В Холмогорской округе казенного ведомства крестьян: экономических: мужеска — 3,665, женска — 3,688; черносошных: мужеска — 10,950, женска — 11,720; кречатьих: мужеска — 66, женска — 88; итого: мужеска — 14,681, женска — 15,496, а обоего мужеска и женска пола вообще — 30,17 7 душ. Оные крестьяне для пропитания своих семейств пашут рожь и ячмень; рожь у них в хорошую пору родится со одного посеянного пять и шесть четвериков, ячмень со одного три-четыре, в редкие же годы пять четвериков, а больше, кроме малого количества льну и конопель, никакого хлеба по неурожаю не пашут. Весьма мало таких крестьян, которые могут своим хлебом без прикупки год продовольствоваться, а почти каждый к своей пашне прикупает месяца на четыре, в урожайный же самый год — на два; а когда на всходе семяна потратит морозом, холодною, с моря ветряною погодою, росою и дождем, что у них не редко случается, то прикупают и с лишним на полгода.

Сенокосных мест, а особливо по частым по реке Двине большим и малым островам довольно, почему скота имеют для своего домашнего употребления довольно, а на продажу каждый год выкармливают от двух до пяти быков и по нескольку телят выпаивают. К тому ж еще на покупку хлеба, и на заплату податей каждый крестьянин для продажи в Архангельске выганивают восьми и десяти-пудовых в год по десяти бочек смолы, жгут уголье, золу и известку; делают для соления морских рыб большие дощаны и бочки; стреляют в своих лесах из ружей зверей: медведей, волков, лисиц, зайцов, белок, горностаев, а изредко куниц и выдр; также стреляют и сильцами ловят птиц: тетеревей, куропаток, рябчиков и разных родов уток. Женский же пол, иншие с своего, другие с покупного льну разных разборов и для плетения кружев прядут и белят нитки, и также, как в Архангельском уезде, довольное число ткут на продажу тонкаго холста.

Во оном Холмогорском уезде есть из крестьян мастеровые: медники, кузнецы, портные, сапожники, бочары, плотники, колесники, кожевники и горшечники; иные строят мореходныя и двинския суда и ходят на них лоцманами и работниками, другие, сбирая по берегам Двины и прочих рек плиты, круглое каменье и алебастр, тешут стенные и половыя плиты и для продажи отвозят их Двиною в Архангельск и Великий Устюг; прочие ж мастеровые по большей части работают в Санкт-Петербурге и Москве. Бедные ж и не имеющие, кроме хлебопашества, никакого рукоделия, отходят в заработки в Петербург и работают в городе Архангельске при адмиралтействе, бирже и в заводах, в реках и озерах ловят рыбу.

В Холмогорском уезде озер двести-тринадцать, в них ловится рыба отменной величины: щуки, язи, окуни, сороги и караси; обыкновенные: лещи, нельмы, сиги, ерши и налимы. Pек и речек пятьдесят-пять, в них также рыба ловится, что и в озерах, в некоторых же и заходящая из Белаго моря семга.

Лес ростет: сосновый, еловый, березовый, лиственница, осина, ольха, рябинник, черемха, ива, можжевельник, черная и красная смородыня. К строению крестьянскому годного лесу очень мало, да и то в дальнем от деревень расстоянии. В лесах ростут ягоды: морошка, брусница, земляница, рябина, малина, черемха, красная и черная смородыня, черница, голубица, княжнянка, костяница, вороница или просто называемая сцыха; грибы: грузды, березовики, сосновиками называемые, волнухи, рыжики и лубянки.

Церквей в округе: каменных — 11, деревянных — 16; при них церковников: мужеска — 262, женска — 357, а обоего пола — 619 душ.

Во оном уезде в селе и погосте Емецком по четвергам каждой недели бывает ярмонка, на которую не только Холмогорского, но и из других окольних уездов много съезжается крестьян для продажи и покупки домашних продуктов и рукоделий; а в городе во оный же день бываемой недельной ярмонки ближних, только около города живущих, крестьян, бывает очень мало.

Из огородных овощей всегда родится репа да редька; в некоторых же местах в иные годы родится капуста, свекла, морковь и мелкий лук.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 21 апр 2015, 18:47

К. ДЕ БРУИН

ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВИЮ

ГЛАВА IV

Отъезд из Архангельска. Способ путешествовать в России зимою. Описание Вологды и монастыря Троицы. Приезд в Москву


Я выехал из Архангельска 21 декабря <1701 г.> в три часа пополуночи с г-ном Аврамом Кинзиусом, которого сопровождали два солдата и который снабжен был подводою, т. е. приказанием, чтобы ему давались лошади бесплатно; но ямщики все-таки не преминули и при этом извлечь для себя малую толику. Г-н Кинзиус имел шесть саней, к которым я присоединил и свои сани, разместивши пожитки свои между пожитками г-на Брантса. Для подобных поездок санями нужно запасаться в Архангельске, ибо ямщики доставляют одних только лошадей. Сани эти делаются так, что один человек может удобно улечься в них. Нужно иметь также свою постель, шубы и добрые одеяла, чтобы защититься от сильного холода. Задок саней покрывают рогожей, а все остальное обивают сукном или кожею. Сверху сани покрываются мехом или кожей, подбитой сукном, или одной кожей для защиты себя от дождя и снегу. Лежа на такой постели, не чувствуешь ни малейшего холода. Таким образом мы ехали день и ночь, запрягая в каждые сани по паре лошадей, которых переменяют через пятнадцать верст, коих пять полагается на один час. В конце каждой версты у русских стоит знак с надписью верст. В настоящее время верста содержит в себе сто сажен, а каждая сажень — три аршина или голландских локтя. При езде из саней выходят только один раз, чтобы поесть.

Миновав множество селений, мы прибыли 22-го числа в 3 часа пополудни в город Колмогоры, отстоящий в пятидесяти верстах от Архангельска. Город этот довольно велик и лежит на юго-запад от Двины — одной из величайших и знатнейших рек целой России. Река эта имеет источник свой в южной части Вологодской области и, протекая довольно значительное пространство, принимает в себя множество других рек и впадает двумя рукавами в Белое море (как было сказано уже прежде) несколько ниже Архангельска. Так как г-н Кинзиус знаком был с архиепископом этого города, называемым по-русски владыкой, который есть духовная особа, заведывающая епископией, то мы пошли посетить его. Он весьма благосклонно принял нас и угостил коричневою [46] водкой, красным французским вином и прекрасным пивом — напитком, обыкновенным в этой стране, как замечено нами выше. Он предложил также нам блюдо египетских фиников и другие освежающие лакомства. Это был человек лет пятидесяти, по имени Афанасий 12. Он жил в своем подворье, довольно обширном и соединенном с монастырем. Проведши весьма приятно два часа времени в разговоре с ним, человеком умным и любителем искусств, мы пошли с ним вниз в один покой, наполненный оружиями. Между прочим, здесь были две небольшие медные пушки, собственной его отливки, и две железные, захваченные со шведских судов на реке у Архангельска, о которых говорено было выше. Когда мы были готовы уже удалиться и благодарили его за хороший прием, он велел проводить нас в нашу гостиницу пятерым духовным лицам, из которых один нес нам пять хлебов, а остальные — сушеную рыбу и другие съестные припасы. Мы выехали вновь в дальнейший путь в 10 часов вечера на свежих лошадях, которых получили с большим трудом, потому что незадолго перед нами проследовало много проезжих, так же как и мы, снабженных подорожными, которые поразобрали большую часть лошадей, находившихся в городе.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 21 апр 2015, 18:50

Село Холмогоры. 1885 год

Против самой Вавчуги впадает в Двину речка Курополка, на которой раскинулись Холмогоры; но она так мелка, что мы спустились по Двине дальше и, дав крюку верст тридцать вместо восьми, у церкви Спаса, взяв местного лоцмана, направились совсем к югу в речку Холмогорку. Лугов, на которых пасется холмогорский скот здешних крестьян, очень много, потому что заливных островов видимо-невидимо. На карте, лежащей на столе в рубке парохода, Двина в этом месте, между Вавчугой и Холмогорами, будто раздулась, образовав целые гроздья островов, поделенные многими рукавами; воды было так много, что река Холмогорка и та казалась шириной с Малую Неву. Перед тем, чтобы свернуть в Холмогорку, проехали мы мимо одной из древнейших деревянных церквей, -- это Илья Пророк в селе Ильинском, называемом так же Чукчерма. На кубическом основании поднимается девять луковицеобразных куполов, из которых средний повыше; со стороны паперти и алтарной части по одному большому луковицеобразному плоскому кокошнику; маленькая колокольня, с галерейкой наверху и шатровым верхом, стоит отдельно; купола и крыша крыты, кажется, гонтом, и вся древняя церковка смотрит серенькою, глубоко почтенною старушкой. Сходную с нею по древности церковь Николы видели мы верст пять ниже Орлецов, в погосте Паниловском; только при ней старая деревянная колокольня уже "убрана", как тут выражаются, и на месте ее стоит новая, заурядная, каменная. Эти "убирания" церквей, свидетелей древности, очень печальны именно потому, что даже рисунков от них не остается и они погибают бесследно, будто никогда не существовали.

Изобр. Холмогоры. Общий вид

Изображение

Холмогоры выясняются издали на совершенно плоском, невысоком берегу. Ближе всех к пароходу, подходящему с севера, заметна деревянная кладбищенская церковь, от которой до города добрых версты две; затем вдали видны темно-зеленые купола собора, церковь Троицкая, Успенский монастырь: всего церквей в городе пять. Кладбищенская церковь поднимается над нынешним высоким уровнем воды сажени на три: колокольня ее тоже 3 сажени вышины, и вот с этой-то шестисаженной вышины, с галереи колокольни, весной 1884 года в наводнение спасен был писарем местной воинской команды сторож. Можно представить себе стихийную силу весенних вод, заливших эти места и катившихся до высоты колокольни? Сторож оставался без пищи около 3-х дней, и медаль "за спасение погибавших", данная писарю, красуется на нем не напрасно: он на челноке подъехал к сторожу и свез его на берег. Подле самой церкви вбиты со стороны течения реки бревна, глядящие на вас как-то странно, не то забором, не то остатками не совсем прибранного старого здания, - это сваи, назначенные защищать церковь от ледохода, своевременно грозящего ей на трехсаженной высоте от сегодняшнего высокого уровня воды.

Пристань была устроена подле Троицкой церкви, приблизительно в среди Холмогор, раскинувшихся в одну улицу на полутораверстное расстояние вдоль реки. Это, собственно говоря, не город, а не особенно большое село центральной России: в нем около 1000 жителей; луга и болота проходят в самый город, и холмогорскому скоту совершенно вольготно лежать даже на улице. Вправо от пристани тянулись полуразрушенные, накренившиеся лачуги; нам объяснили, что это местный гостиный двор. Пристань была усеяна народом, и подле нее стояли небольшие пароходики, пришедшие сюда из Архангельска.

Фото. Холмогоры и Успенский моностырь

Изображение

Его Высочество, сойдя на берег, при криках "ура" и махании шапок, сел в небольшие одноконные дрожки и направился прямо в собор; все сопутствовавшие Его Высочеству разместились по очень своеобразным, в одну лошадь, долгушкам! (Длинный конный экипаж, линейка).

Оригинальность Холмогор сказывается даже в том, что собор его, оконченный строением в 1691 году, и лежащий подле него Успенский монастырь составляют два последние крайние здания вытянутого в одну улицу города. Один из историков города, Крестинин, описывая гористые будто бы окрестности, объясняет происхождение имени Холмогоры так: "Толе прекрасны виды естества, без сумнения, подали причину назвать так описуемое селение речением, сложенным из гор и холмов". Надо иметь сильную фантазию, чтобы признать местность Холмогор гористою. Надо иметь не менее сильную фантазию, чтобы признать за Холмогорами долгое, почтенное историческое былое, чтобы поверить возможности того, что здесь был когда-то культурный центр всего Заволочья и еще в московский период времени до самого Петра сосредоточивалось административное и торговое значение края. Если где историческое былое совсем незаметно, так это здесь, в Холмогорах.

Когда-то на месте Холмогор, более тысячи лет назад, стоял другой совсем позабытый город, столица древней Биармии. Это было старое чудское место. Упоминаемый шведскими хрониками истукан Иомалы высился, вероятно, на островке, называемом сегодня Ельники. В десяти верстах отсюда есть остров, имя которого любопытно в филологическом отношении, он зовется Чубала -- "Чудь-была". Во времена новгородские Холмогоры были уже центром Заволочья, в то время, когда на том месте, где теперь находится Архангельск, стоял только один-одинехонек уединенный монастырь. Исследователь судеб Заволочья, Соколов, дает нынешним Холмогорам такую характеристику: окрестности хороши, но сам город невзрачен: "почернелая, ветхая наружность идет к городу, как к старой летописи ее пятна и лоскутки". А летопись эта действительно очень древняя.

Посады холмогорские, как и посады в самом Новгороде, были почти за все время существовали Холмогор независимы один от другого. В XIV веке переселились сюда новгородские посадники, жившие до того, как кажется, в пяти верстах отсюда, в Матигорах. По присоединении Заволочья к Москве в 1478 году царем Иоанном III Холмогоры избраны были окончательно административным центром, и скоро о самостоятельных боярах двинских, а тем более новгородских не было ни слуху ни духу. В 1557 году, по ходатайству местных людей, наместников заменили выборные головы, но после начала торговых сношений с Англией в 1587 году выборные головы оказались непригодны, и на Двину посылаются царем воеводы, все более люди именитые, и жили они в самых Холмогорах.

Нельзя не упомянуть о том, что в 1806 году над царскими чиновниками произведена была здесь народная расправа. Граждане, в помощь томившейся тогда в безначальем Москве снарядили для посылки в нее ратников. Дьяк воеводы Гуся, Елчанин, попользовался собранными деньгами, как кажется, не без участия воеводы. 10 января дьяка, после короткого суда, утопили в реке, а воеводу три дня держали под стражей, затем освободили, и он правил снова, как ни в чем не бывало. В 1613 году поляки, в числе 7000 человек, подходили к Холмогорам, но безуспешно, и должны были разбежаться и в большинстве погибли в пустырях и дебрях. Наместники и тиуны царские получали жалование большое; так от посадских людей возникшего Архангельска в 1623 году шло в казну только 39 рублей, а наместнику холмогорскому - 35. Правительство прибегало иногда к незамещению, чтобы пользоваться теми и другими деньгами одновременно, и города управлялись сами собою без управителей.

В 1686 году посады холмогорские существовали все еще каждый для себя; они имели тогда 5 верст в окружности, тогда как теперешние Холмогоры имеют только 1 1/2 верст длины. Немного позже, в 1692 году, вдоль крепостной ограды Холмогор высилось 12 башен, было четверо ворот и глубокий ров, следы которого отчасти еще видны; стрельцы явились сюда в 1621 году; в 1646 году их было 1000 человек.

Возникновение Архангельска было причиной того, что мало-помалу торговый люд, в особенности иностранный, стал покидать Холмогоры и переселяться к морю; воеводы оставались тут до 1702 года. Петр I по пути в Архангельск был в Холмогорах три раза; по его повелению в 1692 году присланы были сюда голландские производители рогатого скота, образовавшие знаменитую холмогорскую породу, коровы которой дают 2-3 ведра молока в день. В 1819 году посетил город император Александр I, по повелению которого начали разводить английский скот, но этот не акклиматизировался. Холмогоры посетил в 1870 году великий князь Александр Александрович.

Нельзя не упомянуть, что в 1744 году, в каменный архиерейский дом, нынешний Успенский монастырь, неожиданно привезен был "секретный" арестант. Тайна продолжалась 36 лет, и только по истечении этого времени узнали люди, что Холмогоры служили местом заключения бывшей правительницы Анны Леопольдовны, супруга ее принца Антона-Ульриха и двух детей их. Позже родились тут еще два принца; в 1746 году скончалась в родах принцесса Анна Леопольдовна, а в 1776 году - муж ее Антон-Ульрих. Императрица Екатерина II повелела отправить сирот в Данию, что и было исполнено в 1781 году, также тайно, ночью, как это было сделано с прибытием покойных родителей их. Тело принцессы-матери отправлено в Петербург, "после учинения над умершим телом анатомии и положа в спирт": она покоится в Александро-Невской лавре, причем на отпевании величалась "Благоверною принцессой"; тело супруга ее, скончавшегося 30 лет позже, опущено в землю в Холмогорах на кладбище, внутри ограды арестантского дома, но где именно - неизвестно.

В соборе Его Высочество отслушал многолетие. Размеры собора грандиозны; четыре центральные столба, все своды и пять куполов тщательно выбелены, и темным пятном кажется высокий на синем фоне пятиярусный иконостас и очень немногие иконы, рассеянные по церкви. Иконы иконостаса, отличающегося простотой обрамления, конца XVII века; подчистка и лакировка хозяйничали и здесь в достаточной степени. У левой стены от входа покоятся в ряд архангельские архиереи, которые и по сегодня предаются земле здесь; над могилами их стоят деревянные гробы, над каждым портрет, между которыми бросается в глаза безбородое изображение Афанасия, борода которого - по словам сказания - была вырвана Никитой Пустосвятом.

Успенский монастырь, тоже посещенный Великим Князем, находится подле собора; в нем 120 монахинь; состоящих в ведении игуменьи Серафимы. В помещении, которое занимала некогда несчастная семья принца Антона-Ульриха, живет сестра казначея; это небольшая, но светлая комната, с унылым, однообразным безжизненным видом на реку.

К приезду Его Высочества устроена была на городской площадке выставка местного скота, и надо отдать справедливость, все 15 коров и бык были красивы, вполне соответствуя знаменитости породы. Цена хорошей коровы 150-200 руб.; удой - 20 крынок, по три стакана в каждой. Цена бутылки молока в продаже - 2 коп. фунт мяса 6-8 коп. Тут же, подле коров, на столах красовались местные масло и сыры. Виднелись на отдельном столе костяные изделия. Вслед за выставкой посещена была местная больница и богадельня.

К. К. Случевский "По Северу России", 1884-1885 год
http://az.lib.ru/s/sluchewskij_k_k/text_0090.shtml


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 21 апр 2015, 18:51

Село Холмогоры и археология

Холмогорский город. XVII в.


Первое укрепление на Холмогорах было поставлено осенью 1613 г., и, вероятно, о нем сообщал в 1869 г. П.С.Ефименко, назвав его «чудским городком». Возведенная наспех, в ожидании «литовских разбойных людей», крепость представляла собой «стоячий в один тын с башнями к Двине реке, с тайником, а на остроге церковь Рождества Христова, да осадные дворы посадских и уездных и монастырских людей» (см. А.А.Титов. «Летопись Двинская». М., 1889, с. 17 – 19). Вскоре острог был разрушен паводковыми водами.

Время постройки нового, более мощного острога точно известно – это 1623 г. Описание острога полностью приводится в писцовой книге Мирона Вельяминова 1622 – 1624 гг. Острог имел 11 башен: 4 четырехугольных и 7 шестиугольных, двое ворот – в Спасской шестиугольной башне и в так называемой водяной, ведущей к реке; остальные 9 башен были глухими. Территория укрепления была довольно значительной: протяженность стены с башнями – 962 сажени с полусаженью, это в два с лишним раза больше Архангельского деревянного «города» (417 сажен). В середине XVII в. этот острог был заменен более мощной крепостью – городом, в плане представлявшим собой многоугольник. По всему периметру «города», за исключением речной стороны, имелись и другие укрепления – ров и надолбы. Остатки рва и вала «города» сохранились до наших дней (П.С.Ефименко, 1869; О.В.Овсянников, 1971, 1972).


Холмогорские посады. XV – XVII, XVIII вв.

Холмогорские остроги располагались на посаде и занимали незначительную площадь последнего. Древний посад не имел никаких оборонительных сооружений.

Первое систематическое описание холмогорских посадов сделал в 1790 г. В.В.Крестинин. «Расстояние от Курцева до Падрокурьи, – отмечал он, – вниз по течению Двины около пяти верст; ближайшая к первому селению была Качковка, между Качковкой и Падрокурьею построены новые три слободы Глинки, Никольский приход, Иванский приход… Приняли они на себя имена посадов Курцевского, Глинского, Никольского нижней половины, Иванского нижней половины и Падракурского» (В.В.Крестинин. «Начертание истории Холмогор», Спб., 1790, с. 7).

Холмогорские посады исследовал в 1959 – 1961 гг. О.В.Овсянников, собравший большую коллекцию бытовых предметов посадского населения. Кроме того, были изучены жилища ремесленников. В 1965 – 1966 гг. холмогорские посады исследовал А.А.Куратов.

Как показали археологические исследования, в XVII в. Холмогоры были крупнейшим центром ремесленного производства в нижнем Подвинье (В.В.Крестинин, 1790; О.В.Овсянников, 1970).

http://projects.pomorsu.ru/Archeology/Kholmogorsky.htm


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 21 апр 2015, 18:55

1549 г. января 10. – Разрубный список куростровских волощан на волостные расходы 5
Лета 7057-го генваря в 10 день седели Куростровские волощане на розр[уб]е, а розрубали четырнатцать рублев без чети лисостровского иску да Шеляпины проторей четыре рубли без дву гривен, да старостина росходу пять рублев. И розрубили те деньги по царя и великого князя гра[мо]те по животам. И положил Василей Бачюрин рубль з гривною, Данила Бурого 20 алтын, Иван и Яков 8 гривен, Васелей Остафьев 4 гривны, Евстуфей 20 алтын, Металник 20 алтын, Павел Борадин полтину, Логин Исаков полтину, Ворона 5 алтын, Захар Дорошин 2 гривны, Яков Алексеев 2 гривны, Семен Нестеров 6 алтын, Петух гривну, Юрьа Удовкин 10 алтын, Фалелей Сивцов 10 денег, Степан Бутоков 4 гривны, Феш 4 гривны, Борис Гундырев 4 гривны, Бушко 2 гривны, Пантелей Голубин 10 алтын, Родивон з детьми 10 алтын, Онфилоф Нестеров и с племенником 10 алтын, Останя Тотаринов 4 гривны, Василей Тутуров 2 гривны, Сук 2 гривны, Гридя Басов 4 [404] алтына, Григорей з братьею Никитин 10 алтын, Иван Бородай 2 гривны, Гаврила Скрыпицын 2 гривны. Овдокимовы братеники 10 алтын, Ерыш 2 гривны, Иван Михайлов 2 гривны, Нечай Резанов з братом 2 гривны, Лушь Сидоров гривну, Тарутин 10 алтын, Агей Кукин 2 гривны, Кичига гривна, Всей Сидоров гривну, Овсей 2 гривны, Ивановы дети Тутурова 5 алтын, Иван Давыдов 2 гривны, Анфал 2 гривны, Дорошин гривну, Калина 2 гривны, Тимоня Тряблов 2 гривны, Иван Гвоздев 5 алтын, Алферовы 2 гривны, Тимоня Панков 5 алтын, Коренник 10 алтын, Офоня 2 гривны, Олеша Фешов 2 алтына, Кощуга алтын, Васко Фешов 5 алтын, Иван Лопаткин 3 алтына, Лобцовы 8 алтын, Болоболка гривна, Микша 2 алтына, Павел Захаров 2 гривны, Игнатей з братом 2 гривны, Фомин сын 7 бел, Оксен 4 алтына, Яков Александров 2 алтына, Федор Яша да Раздроба 2 алтына, Степанка 5 алтын, Сидор Минин 2 гривны, Пашко з детьеми 5 алтын, Миша Селюков 4 алтына, Гусь 7 бел, Макар 10 денег, Крыло з братом 3 алтына, Панко Лопаткин 2 алтына, Орлов сын 7 бел, Ермак Барыгин 4 алтына, Шумко з братом 4 алтына, Иванка Барыгин алтын, Сухой Тетерин гривну, Горох 3 алтына, Тарас алтын, Ефим Дедов з братом 2 алтына, Мишко Кривой алтын, Лунтушков гривну, Митя Ульянкин алтын, Родя алтын, Гаврила алтын, Осей алтын, Тит алтын, Утроба алтын, Окул Барыгин 7 бел, Евсей 2 алтына, Култа 2 алтына, Богатырь 10 денег, Истома 4 денги, Ушак Короваев 2 алтына, Захар Исаков алтын, Потаня Усачев алтын, Ушак Климов гривну, Шамахеин алтын, Костя Митрошин 5 алтын, Клиш Проскурин алтын, Обрюта 8 бел, Оска алтын, Трясцины 8 бел, Поздяк Степанов 2 алтына, Мохнач алтын, Поднебесный алтын, Барма алтын, Никифор алтын, Высокой гривну, Васко Чернавин 10 денег, Корень 10 денег, Трошко Самарнин 2 гривны, Устин 10 денег, Бабустя 4 деньги, Якуня Ондронов 2 алтына, Барабан 4 денги, Катицин алтын, Филя Бабин 2 алтына, Зенов 2 алтына, Феш Степанов 2 алтына, Задора 3 алтына, Нерон 2 гривны, Ильа Проскурнин 2, Филя з детми гривну, Чирухин 8 денег, Кушака 10 денег, Фешко Марин 3 деньги, Глядко алтын, Петр Вашко 3 алтына, Некрас скомарох 10 денег, Симака алтын, Проня 4 деньги, Конин да Раипин 4 деньги, Конуша 10 денег, Тимоня Щелконог 2 алтына, Осиф Тряблов 2 деньги, Васко Попов 8 денег, Шиндрик с сыном алтын, Зык с сыном алтын, Арсен 5 алтын, Ларюк Плешков 2 алтына, Истома Бабин 3 алтына, Истомко Мартинов 3 деньги, Оброс 3 деньги, Фирюл 10 денег, Фишин 2 деньги, Иванко Давыдов 2 деньги, Таврул алтын, Истома скомарох с сыном алтын, Нечай Клементьев 3 деньги, Панко Дубасов алтын, Гридя Дубасов 3 деньги, Сектун алтын, Глухой 4 деньги, Поздяк Малахин алтын, Якуня Кукин 4 алтына, Дрозд 8 алтын, Лыжин 4 гривны, Влас гривну, Невер гривну, Федко Воронцов 4, Лобанко алтын, Суета 4, Бакуня 3 деньги, Костя Воронцов 4 деньги, Васко Митрошин алтын, Тимофей Романов алтын, Булан 2 гривны, Останя Калинин 2 гривны, Ивоня з зятем 2 гривны, Копыс 3 алтына, Паршуня Тряблов 2 алтына, Осыка алтын, Офутя 4 деньги, Лука 4, Акат 3 деньги, Сеске алтын, Васка Карпигин 2 алтына, Савка Рагатинин 2 деньги, Коншак Суткуна 2 алтына.
Текст воспроизведен по изданию: Куростровские столбцы XVI в. // Материалы по истории европейского севера СССР. Северный археографический сборник, Вып. I. Вологда. 1970
© текст - Копанев А. И. 1970
© сетевая версия - Thietmar. 2011
© OCR - Буданова Е. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный археографический сборник. 1970


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 21 апр 2015, 18:58

С 1682 года Холмогоры стали центром обширной Холмогорской и Важеской епархии.
Первым владыкой был назначен архиепископ Афанасий (родился в 1641 году в сибирской старообрядческой семье, до пострижения в 1666 году в Долматовском Успенском монастыре Пермской губернии - Алексей Артемьевич Любимов), один из образованнейших людей своего времени, знавший 24 языка. Круг его интересов был разнообразен - астрономия, медицина, архитектура, география.
Сам владыка Афанасий был и архитектором большинства сооружений. В 1687 году он основал в Холмогорах Успенский женский монастырь, первой игуменьей которого стала мать архиепископа. Активный сподвижник Петра I, владыка Афанасий во все три приезда царя в Холмогоры и Архангельск с почестями встречал молодого монарха и оставлял ночевать в своих Архиерейских палатах.

По иронии судьбы всего через 16 лет после смерти Петра I Архиерейский дом стал тюрьмой для его правнучатых племянников: полуторагодовалого императора Иоанна Антоновича вместе со свергнутыми с престола родителями – правительницей Анной Леопольдовной, внучкой Петра, и ее супругом генералиссимусом Антоном-Ульрихом Брауншвейгским.
(далее http://www.gazetamir.ru/Tourism/Холмого ... fault.aspx)

Об истории Брауншвейгского семейства http://dagmaria.dk/Istorija_Braunshvejg ... jstva.html

Холмогорский Успенский женский монастырь 1886г

(http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/kholm ... astyr/0-58)

Изображение

Изображение

Главная церковь монастыря, Успенская, была пристройкой к восточной стене бывшего архиерейского дома. Она была холодной, не отапливаемой. Теплые придельные церкви - Никольская и Тихвинская - были в крестовой палате архиерейского дома. Второй храм — в честь Св. Духа. Дважды в году здесь совершаются крестные ходы: первый 15 августа и второй — в 4 воскресенье Великаго поста, когда отправляется из Холмогор в Красногорский монастырь Грузинская икона Божией Матери.


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 25 апр 2015, 09:56

Ещё раз о названии «Холмогоры» и не только

Многочисленные искатели глубинных корней названия «Холмогоры» сходятся в одном — его современная форма образована от имени местности, авторами были представители народов, населявших север европейской части до прихода русских.

Кто же были наши (наряду с русскими) далёкие предки? На каких языках они говорили?

Известный исследователь топонимии (наука о названиях мест) Русского Севера А.К. Матвеев отмечает: «Хотя считается, что предшественниками русских на Севере были в основном прибалтийские финны карело-вепсского типа, и подтверждение этому видят во множестве прибалтийско-финских заимствований, усвоенных местными русскими говорами, саамские топоосновы встречаются в регионе так же часто, как и прибалтийско-финские».

Поэтому одной из наиболее популярных у топонимистов является этимология (толкование) названия «Холмогоры» при помощи слов из финских языков. В том числе: его первой части холм от слова «кальма» в значениях «смерть, могила, мёртвый», а второй — от слова «ваара» в значениях «гора, сопка, холм».

Правда, есть ещё саамское слово «вар» — дорога, путь. И оно могло быть второй частью основы исследуемого топонима. Но это уже другая версия, для обоснования которой требуются дополнительная информация.

Поэтому продолжим исследование с использованием приведённых выше финских значений.

Итак, в совокупности «кальма ваара» может означать «могильная гора» или «могильный холм».

Пришедшие на Север новгородцы в процессе приспособления данного словосочетания под звуки и нормы русского языка (адаптации) могли придать ему сначала форму «Колмовара», а затем «Колмогоры».

Именно последнее название известно с XIV века, когда объединение существовавших здесь посадов впервые упоминается под этим общим именем.

Кстати, далёкие предки жителей деревни, находящейся в Лешуконском районе (от райцентра вверх по реке Мезень), в своём топонимическом рвении остановились на этом названии — Колмогоры. Так до сих пор деревня и зовётся.

Это название могли принести в Сибирь выходцы из наших мест. В 1682 году (год прихода на престол Петра I) кеврольско-мезенский воевода Г.Я. Тухачевский писал: «...Крестьяне от непомерного правежу бегут в Сибирские розные городы».

По мнению П.А. Колесникова («Путешествия и родословия», Вологда, 1997, с. 100) только из-за петровских реформ в начале XVIII века в Сибирь ушло до 45% крестьян Поморья.

Следующая значительная волна переселения была спровоцирована императрицей Елизаветой Петровной (1745-1765 гг.). Причина — жестокие гонения и преследования раскольников, коих в северных краях было немало.

Новым населённым пунктам их основатели-северяне часто давали названия покинутых ими деревень. Возможно, посёлок Колмогоры в Кемеровской области из их числа.

Ещё любопытный факт, имеющий отношение к данному топонимическому расследованию: выше лешуконской Колмогоры (по Мезени) расположена деревня, именовавшаяся в переписях 1623 и 1646 годов как Ченевара. Прошло всего лишь 33 года, и в переписи 1678 года деревня именуется уже как Ценогора. Наглядный пример народного (писцы тоже из народа) творчества! И теперь, когда жителей деревни Ценогора спрашивают о смысле её названия, они с гордостью говорят: «у нас ценна гора!» Вопрос, в чём её ценность, остаётся без ответа.

Но по крайней мере, Ценогора расположена на холме или горе (на северорусском диалекте), и поэтому вторая часть названия имеет оправданный смысл, причём адекватный прежнему значению слова из финских языков «ваара».

Возможно, более рьяные грамотеи из двинских Колмогор решили сделать название полностью родным, для чего первую часть непонятного слова «колм» заменили на «холм». И название вроде бы обрело смысл: холмы и горы — вполне русские слова. С другой стороны, нелепость его применения для плоской, болотистой равнины без холмов и гор также очевидна.

Однако вернёмся к возможному первоисточнику (этимону) названия «кальма вара» в значении «могильный холм».

Итак, для того чтобы оно могло обрести первородный смысл, необходимо найти этот самый холм с захоронением, относящимся к дорусскому периоду жизни этой местности.

Напротив Холмогор, на Кур-острове, археологи обнаружили «Святую рощу» (он же Куростровский Ельник), являющуюся по преданию местом чудского капища, посвящённого богу Иомале. Кроме того, к северо-востоку от Ельника найдены две искусственных насыпи.

О подобных находках на месте основания Холмогор пока ничего неизвестно.

Что же, «расследование» зашло в тупик?

Помощь пришла из прошлого! В статье «Заволоцкая чудь», изданной в 1869 году, П.С. Ефименко приводит сообщение священника П.А. Иванова: «В одной из частей г. Холмогор, среди низменной плоскости, заливаемой ежегодно водою, возвышается искусственная насыпь, на которой ныне построены собор и монастырь. Эта насыпь, называемая городком, приписывается временам Чуди».

Искусственная насыпь среди равнины? Зачем чудь её соорудила? Над чем или кем? И почему христианский собор построен именно над ней?

И снова возможная подсказка получена от наших предков. В словаре, являющемся частью работы «Родина Михаила Васильевича Ломоносова. Областной крестьянский говор» (1907 г.), её автор — священник Куростровской церкви А.К. Грандилевский пишет: «Куростровская часовня молитвенный дом на окраине Куростровского выгона, прилегающего к Холмогорской стороне, вблизи северно-западной окраины Куростровского селения, — стоит на высоте холма, который по преданию насыпан над тремя чудскими князьями».

Честные русские батюшки, приведя указанные сведения (о язычниках!), поступили по совести. И благодаря их гражданскому мужеству, может быть, найдено недостающее звено для этимологии исследуемого топонима: искусственная насыпь, на которой впоследствии воздвигнут Холмогорский собор, возможно, есть не что иное, как чудское захоронение, или могильный холм (курган) — кальма ваара на финских языках.

Более того, можно предположить, что сообщения двух священников основаны не на преданиях, а на каких-либо ещё сохранившихся церковных документах, относящихся ко времени начала строительства собора. Или эти документы имеются где-либо и в наши дни?

Почему собор в Холмогорах и Куростровская часовня построены над могилами язычников, коими были представители финно-угорских племён, населявших Север?

Термин «язычество» литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «иноземцы». Таким образом, книжники эпохи Киевской Руси — христиане по вере, называемой ещё «греческой религией» — как бы «отгораживались» от народов, еще не крещенных, в том числе и от русского.

«Отгораживались» христиане от носителей предшествующей их приходу религии и другими способами. После принятия христианства киевский князь Владимир сокрушил и осквернил недавно утверждённый им же пантеон (совокупность славянских богов) и «повеле рубити церкви и поставляти по местам, идеша стояша кумири». С тех пор это правило неукоснительно соблюдалось — церкви возводились на местах капищ, святилищ и захоронений язычников — идеологических противников и конкурентов христианских миссионеров.

Не правда ли, что-то подобное происходило в недавние времена? Происходит и сейчас.

Большевики пытались разрушить «весь мир насилья до основания», а затем построить новый. Предшествующее их приходу к власти прошлое они также предали забвению. В церквях были организованы клубы, театры, кинозалы, главной задачей которых было внедрение в умы «новых прихожан» коммунистической идеологии, частью которой был воинствующий атеизм.

К сожалению, история в нашей стране зачастую учит тому, что ничему не учит. Иначе чем можно объяснить навязываемое ныне потомкам «подлого сословия», «черни», «хамского отродья» (термины правителей прошлого для обозначения народа) раболепство перед фантомными ликами усопших в давние времена царей, князей, клерикалов, ещё совсем недавно называемых палачами, сатрапами или их пособниками?

Имена развенчанных коммунистических «святых» до сих пор носят улицы, города и даже губернии.

А нас — потомков бывших крепостных, монастырских и черносошных крестьян — уже призывают ещё раз вернуться в «светлое» монархическое, подретушированное современными придворными холуями прошлое и возлюбить его вкупе со всеми обретающимися там тенями социальных паразитов-угнетателей наших предков. То есть по сути предлагают вновь стать холопами.

К чему это отступление от заданной темы? А к тому: не узнав, кто мы и откуда, нельзя найти ответ на главный вопрос — куда идём?

В истории России есть чем гордиться, но много в ней и позорного. Один и тот же её участник может выглядеть, с одной стороны, как герой, святой, а с другой, — как злодей.

Примеры? Им нет числа! Хотя бы упомянутый выше киевский князь Владимир. Для православной церкви он «святой равноапостольный Великий князь». Для других наших далёких предков, и в их числе его отца — князя Святослава, князь — клятвопреступник и на этом основании проклят навечно.

Второй пример — Владимир Ильич Ленин. Третий — просто Владимир Владимирович.

Поэтому «елейная» история, насаждаемая в последнее время в умы россиян наёмными и добровольными марионетками, ничему не учит, а лишь способна вести в заданном «кукловодами» направлении.

Нельзя из истории «выбросить» огромный период, предшествующий крещению Руси, или сводить её только к истории христианства и царизма.

Иначе быть нам «Иванами, не помнящими родства». Если вспомнить, что это древнееврейское имя появилось на Руси лишь с приходом христианства, то есть не раньше X века (на Севере гораздо позднее), то смысл приведённого выражения можно толковать и следующим образом: человек, получивший при крещении какое-либо (в основном иностранное) имя, отрекается от всех родных, исповедующих другую веру, и должен помнить только предков-христиан.

Не будем в этом смысле Иванами!

К сожалению, предшествующая христианству история Руси уже многие века стирается из народной памяти, подменяется ложью. А ведь чем древнее ложь, тем опаснее. Значит, она глубоко пустила корни. И поэтому абсолютное большинство россиян уже не осознаёт себя потомками Велимиров, Ратиборов, Твердиславов, Ярополков, Ахти, Кале, носителей сотен забытых и запрещённых святцами славянских, финских и других имён наших предков.

Кстати, автор данных строк никакого отношения к «неоязычникам» не имеет, поскольку убеждён, что реставрация любых отживших свои века идеологий обречена на провал.

А предков надо помнить всех!

Александр Чашев, http://www.echosevera.ru/culture/2010/12/23/269.html


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 25 апр 2015, 10:02

несколько фоток под названием _soberg_holmogory_fores датированы 1910 годом. Я так понял что мужики на фото делают шпалы для железной дороги. Железная дорога как раз строилась в те годы, шпалы для широкой колеи. Сначала была построена узкоколейная железная дорога, а затем уже ширококолейная.
Соберг известный архангельский фотограф прошлого века.

для увеличения фото кликните по нему

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

село Холмогоры

Сообщение лесоруб » 25 апр 2015, 10:04

Фотографии из фотоальбома Архангельской губернии 1914 года.

ИзображениеИзображение


Берегите себя!


Вернуться в «Краеведение»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость