Антониево-Сийский монастырь

Модератор: mishany

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

Антониево-Сийский монастырь

Сообщение лесоруб » 23 апр 2015, 15:09

Троицкий Сийский монастырь

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный мужской монастырь; расположен в 160 км от Архангельска, на полуострове озера, называющегося Большим Михайловским из которого вытекает река Сия (приток Двины) и давшая название этому монастырю.

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Троицкой пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III.

Здесь с 1601 по 1605 годы содержался в заключении сосланный по указанию Годунова постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец царя Михаила Романова.

Упразднён в 1920 году. Старинные документы и книги монастыря были переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 переданы в Москву (сейчас — в РГАДА).

В 1992 году монастырь передан Русской Православной Церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Тихон был освобождён от должности наместника монастыря.

Святое озеро находится примерно в десяти км. от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым.

Преподобный Антоний Сийский


Преподобный Антоний, родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости, в зажиточной крестьянской семье. Село сохранилось до наших дней, и в 1999 году в нем в память о рождении преподобного Антония Сийского был установлен крест.

Отца преподобного Антония звали Никифором. Он был выходцем из Великого Новгорода. Никифор и его жена Агафья долго не имели детей. После долгих молитв к Господу, Бог даровал им сына, которого они при крещении назвали Андреем. Как говорили тогда в народе, их первенец Андрей был «вымоленным у Бога чадом».

В семилетнем возрасте Андрей выучился грамоте и иконописи. Помогал родителям по хозяйству. Когда ему исполнилось 25 лет, отец и мать его скончались.

Осиротевший Андрей в 1503 году отправляется в Великий Новгород, где в течение пяти лет служит у новгородского боярина. Спустя четыре года, боярин, у которого служил Андрей, выдал за него замуж свою дочь. Однако спустя год она умерла. Вслед за ней скончался и сам боярин.

После долгих размышлений Андрей принимает решение уйти от мира к Богу и возвращается в Двинскую волость. Но путь он держит не в родное село Кехта, а в Спасо-Преображенский Кенский монастырь (Пахомиеву пустынь), расположенный на реке Кена около старинного города Каргополя. Именно здесь в 1508 году Андрей в возрасте 30 лет и принимает монашеский постриг под именем Антоний.

Спустя год, по настоянию преподобного Пахомия Кенского, Антоний принял сан священника. Он усердно трудился на тяжелых монастырских послушаниях - валил деревья, корчевал пни, работал в огороде. Особенно же любил ухаживать за больными в монастырской богадельне. А ночи проводил в молитве.

Через несколько лет с благословения преподобного Пахомия Кенского, Антоний с двумя иноками - Иоакимом и Александром, отправился в лесные дебри на поиски места для молитвенного уединения. Сперва они обосновались на реке Емца (вблизи нынешнего поселка Савинский). Построили кельи и деревянный храм в честь Святителя Николая. Однако, после семи лет жизни на этом месте монахи были изгнаны оттуда местными жителями, которые заподозрили, что они хотят захватить их земли. Антоний обратился к Господу с молитвенной просьбой помочь им найти новое место для уединения и Господь услышал их молитвы.

Вот, что говорит об этом легенда. Как-то, скитаясь по северным дебрям в поисках нового богоугодного места, встретил Антоний с учениками рыбака Самуила. Тот и припомнил то место чудное на острове Михайловом. «Есть, - говорит, - там остров избранный, издревле слышали там звон колокольный, пение ангельское, видели чернецов, лес рубящих, но не жил там доселе ни один человек». Как увидел Антоний то место, очень полюбил его, крест воздвиг святой и стал строить жизнь иноческую.

Итак, именно здесь, на мысу Большого Михайлова озера Антоний с шестью своими учениками Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой водружают деревянный Крест и ставят кельи.

Место, где они поселились было диким и уединенным от людей. Его окружали болота и дремучие леса, в которых в великом множестве водились дикие звери, а глубокие озера кишели рыбой.

Нелегким было становление Сийской обители. Пребывая в посте и молитве, иноки рубили лес и пахали землю. Не раз братия, терпя недостаток в самом насущном, готова была разойтись. Но молитва игумена Антония опять всех объединяла и собирала на иноческий подвиг.

Еще при жизни преподобного Антония монахи начали строить первый деревянный храм в честь Живоначальной Троицы. Главной святыней храма и монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием. Эта икона прославилась чудотворениями. От нее прозревали слепые, изгонялись из одержимых людей бесы. Однажды, по недосмотру, деревянный храм сгорел. Но находившаяся в нем чудотворная икона была обретена совершенно неповрежденной. И в этом был еще один знак Божьего благоволения к обители. Вскоре монахи восстановили храм.

В 1525 году Антоний благословил и отправил иноков Исайю и Александра в Москву к Великому князю Василию III Иоанновичу с прошением построить на этом месте монастырь. Василий III Иоаннович, выслушав иноков, повелел дать преподобному Антонию Жалованную грамоту и прислал на помин своей души «церковной утвари и риз довольно».

Преподобный Антоний был чудотворцем, поэтому стали стекаться в монастырь всякие больные и убогие. Но мало кто из них в преподобном Антонии видел игумена. Убогий на вид какой-то! Ряса старая, потертая, сам лес рубит, сам землю копает, то на поварне, то в пекарне работает. Вот он в храме стоит, руки натруженные на груди сложил, очи опустил, внемлет слову божьему. Удивительного смирения был преподобный Антоний. Ища уединения, Антоний не раз пытался удалиться из монастыря. Последние два года жизни он провел в полном уединении: сначала на острове посреди озера Дудницы, а потом на берегу озера Падун. Перед своей кончиной по просьбе монахов Сийского монастыря Антоний вернулся в обитель.

Когда Антоний достиг глубокой старости и постигли его болезни от трудов и лишений многих, позвал он к себе монахов и, дал им наставление – завещание. В нем он назначает своим преемником старца Кирилла и дает наставление братии, пообещав пребывать с ними вовеки. Это наставление Антония, датированное 1556 годом, и данное им братии в предчувствии своей скорой кончины, сохранилось до наших дней под названием «Духовная память» и стало на долгие годы уставом монастырской жизни. Сейчас этот документ находится на хранении в Архангельском областном краеведческом музее.

Монахи же спросили его: «Где, отче, положить честные твои мощи?» Он же заповедал, чтобы влекли его в дебри, затоптали в болото грешное его тело, оставили на растерзание зверям и гадам, или отдали птицам на съедение, или бросили в озеро. Монахи же, рыдая, просили не делать этого. Так и не сделали.

7 декабря (по-новому стилю – 20 декабря) 1556 года преподобный Антоний умер в возрасте 79 лет. Произошло это в царствование Ивана IV Грозного. Из 79 лет своей жизни почти 37 он провел в созданной им обители, периодически покидая ее для уединенного жительства. На главах своих отнесли монахи его честные останки в Свято-Троицкий храм. Лик преподобного был светел, он был счастлив, что, наконец, увидел Господа.

Первое житие преподобного Антония Сийского было написано спустя 21 год после его смерти, по благословению игумена Гермогена - иеромонахом Ионой. Другое житие принадлежало перу царевича Иоанна - сына Иоанна IV Грозного. А в 1579 году преподобный Антоний был причислен к лику святых за жизнь Богоугодную и многие чудотворения. Память его совершается по-старому стилю 7 декабря (по-новому стилю 20 декабря). В этот день в Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь стекаются многочисленные паломники.

И сегодня под спудом Троицкого храма погребены мощи основателя монастыря преподобного Антония Сийского. В 1661 году, после восстановления от пожара Троицкого собора, был сделан ковчежец для частиц гроба святого. В том же году на гробницу был положен большой покров с шитым изображением преподобного Антония Сийского. Оба этих раритета сейчас хранятся в Архангельском областном краеведческом музее.

А с южной стороны в усыпальнице покоились останки преподобных Никанора и Исайи – учеников Антония, а также игумена преподобного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия. Во время советской власти их мощи были осквернены.

История моностыря

В 1589 году началось возведение каменного пятикупольного Троицкого собора,

одного из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае. Строительство собора продолжалось 17 лет и было завершено в 1606 году.

В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духовных и культурных центров Русского Севера и играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан за измену и отбывал ссылку в 1601-1606 годах боярин Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича, основателя и первого русского царя из династии Романовых.
Здесь же в монастыре в 1601 году по воле царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Филарет.
Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси.
Игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Уже став Патриархом, Филарет не забыл участливого игумена и также благодетельствовал Сийской обители.
До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков посылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение».
В монастыре до начала ХХ века сохранялось деревянное кресло Филарета, и лишь в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельский областной краеведческий музей.

Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским государям своими пожертвованиями. Так царь Михаил Федорович, готовясь к войне со шведами и не располагая большими средствами, обращался к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.

Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский монастырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.

Помимо льгот и подарков цари династии Романовых сами не раз заглядывали в северную обитель, хранившую память их пращура. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884 г.), Алексей Александрович (1870 г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался к кресту и к иконе преподобного Антония Сийского, которую ему дарили. Игумен кропил его святой водой. Потом высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.

Расцвет монастыря пришелся на XVII век.

В этот период в монастыре несли послушание более 200 монахов. Закончилось строительство каменного Соборного храма Пресвятой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Антония, а также были построены каменные - Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца, Храм-колокольня трех святителей Московских - Петра, Алексия и Ионы (митрополитов Московских), Надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского, келейные корпуса. При монастыре существовало две гостиницы для богомольцев и 3 братских келейных корпуса. Монастырь владел деревнями, землями, семужными промыслами, солеварнями по берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырские подворья располагались в Москве, Вологде, Архангельске. В монастыре совершались крестные ходы.

О значении Антониево-Сийского монастыря на Севере могут свидетельствовать следующие факты. До учреждения в 1682 году Холмогорской епархии Сийский монастырь являлся органом церковного управления Двинским краем.

Преподобный Феодосий Сийский.

Преподобный Феодосии Сийский родился в 1612 году в Холмогорах. В миру он звался Феодором. Его отец, Игнатий Лебедев, был "ремесленником-среброковачем" (ювелиром). Родители надеялись, что мальчик унаследует ремесло отца. Однако он не обнаруживал к этому никакой склонности. Зато охотно проводил время за чтением божественных книг.

Когда Феодору исполнилось 18 лет, он против воли родителей ушел в

Свято-Троицкий Сийский монастырь, где принял монашество под именем Феодосия. В 1644 году Феодосий стал настоятелем обители. Много трудов приложил Феодосий, чтобы укрепить монастырское общежитие. В годы его настоятельства была закончена постройка каменных монастырских храмов: Свято-Троицкого собора, Благовещенской и Сергиевской надвратной церквей. Все свое свободное время он отдавал книгам, переписывал и собирал древние рукописи. Причем с книгами духовного содержания соседствовали и исторические. В 1648 году Феодосий переписал житие преподобного Антония, украсив его заставками, рамками и 153 рисунками. Известно, что он сам написал икону с образом основателя монастыря - преподобного Антония Сийского». В 1650 году, по поручению Новгородского митрополита Никона, игумен Феодосий освидетельствовал мощи преподобного Евфимия Архангелогородского.

К сожалению, в Сийском монастыре у игумена Феодосия нашлись недруги.

Поэтому когда в 1652 году Сийский монастырь посетил проездом на Соловки за мощами святителя Филиппа Новгородский митрополит Никон (впоследствии Патриарх), некоторые из братии, оклеветали его перед митрополитом. В результате преподобный Феодосий был сослан в Кожеозерский монастырь. Но Господь сам возвеличил своего верного служителя. Когда преподобный Феодосий оказался в Кожеозерском монастыре, то авторитет его был столь велик, что и там он вскоре стал игуменом.

Непослушание братии, оклеветавшей своего настоятеля, привело к пагубным последствиям. 2 мая 1658 года в монастыре произошел сильный пожар. Огонь уничтожил все монастырские постройки, кроме каменных храмов (Свято-Троицкого и Благовещенского). Сила пожара была так велика, что расплавились колокола, находившиеся на колокольне. За несколько дней до пожара игумен Корнилий стоя на ночной молитве, увидел, как мимо соборного алтаря идет некий благолепный монах. Вдруг, потрясенный видением, Корнилий услышал слова незнакомца: «Горе вам, окаянные чернецы, яко своим небрежением монастырь возжещи имате».

Спустя пять лет после своего изгнания преподобный Феодосий вернулся

в Сийский монастырь. Его призвали сами же насельники, терпевшие лишения после опустошившего обитель пожара. В течение 1658-1663 годов он ездил в Москву для сбора средств на восстановление Сийской обители. При этом встречался с царем Алексеем Михайловичем, который сделал на восстановление монастыря большие пожертвования. В 1663 году, по просьбе братии, преподобный Феодосий, не помня причиненного ему зла, снова стал управлять Сийским монастырем. С учреждением в 1682 году Холмогорской и Важеской епархии преподобный Феодосий шесть лет был правою рукою архиепископа Афанасия.

Умер преподобный Феодосии в возрасте 79 лет, 29 октября 1687 года, и был погребен рядом с местом погребения преподобных Исайи и Никанора, недалеко от места погребения преподобного Антония Сийского. После его кончины обители досталось единственное сокровище почившего игумена Феодосия. Это были книги - 25 рукописных и 28 печатных. Память преподобного Феодосия Сийского совершается 29 октября (по новому стилю - 11 ноября).

С 1652 года Сийская обитель начала управляться архимандритами.

Всего в Свято-Троицком Антониев-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор был освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония, в котором под спудом покоились его мощи. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской Трапезной был построен в 1643 году. Третья церковь была сооружена под колокольней и освящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Надвратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал преподобный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители: Успенская на кладбище и Крестовоздвиженская возле озера Угловатого (на месте встречи преподобного Антония Сийского с рыбаком Самуилом). На острове посреди озера Дудницы, где несколько лет жил и молился в безмолвии основатель обители, была построена Духосошественская часовня. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженного в монахи в монастыре) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но уже в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее Сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.

Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие Апракос, так называемое Сийское (1339-1340 гг.) - раритет всемирного значения, Евангелие (1692 г.), «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648 г.), в написании которого принимал участие преподобный Феодосий Сийский. Сейчас этот раритет хранится в Государственном Историческом музее. К началу XX в. в знаменитой библиотеке Антониево-Сийского монастыря имелось более 300 рукописных книг. В монастыре был огромный архив, насчитывающий свыше 20 тысяч документов. Это переписные, вкладные, приходо-расходные книги и прочее. Сейчас они находятся в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.

В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных произведений русского ювелирного искусства. Большинство произведений искусства, хранившихся в ризнице Сийского монастыря являются вкладами царей и патриархов, бояр и дворян, торговых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно он в 1628 году пожертвовал монастырю покров на раку преподобного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоценное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриарший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные рукописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положенные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мастерством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.

Среди древностей, хранившихся в ризнице Сийского монастыря были редчайшие реликвии средневековой культуры. Это серебряный ковчежец для хранения мощей XII века - самая древняя русская ставротека, дошедшая до наших дней. Евангелие, напечатанное в 1570-е годы в Вильно видным белорусским просветителем Василием Тяпинским (известно только два экземпляра). Особенно ценно это Евангелие тем, что в нем есть неоднократные ссылки на московское печатное Евангелие, что подтверждает существование в то время в Москве неизвестной историкам типографии. Среди прочих реликвий монастырской ризницы можно назвать серебряную водосвятная чаша 1589 года, подаренную монастырю Андреем Щелкановым (хранится в Государственном Историческом музее в Москве), а также серебряную, золоченую дарохранительницу, покрытую резными изображениями святых и праздников. Дарохранительница была создана настоятелем Сийского монастыря архимандритом Никодимом в 1685 году на его келейные деньги для монастырского собора.

В монастыре сложилась знаменитая школа иконописи. Основатель монастыря преподобный Антоний сам был иконописцем. Им были написаны чудотворные образы Пресвятой Троицы и Смоленской Божией Матери, которые очень почитались в народе, и от них совершались многие засвидетельствованные чудеса исцелений. Два других настоятеля монастыря игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, также писали иконы. Иконописная школа окончательно сложилась к началу XVII века.

В обители архимандритом Никодимом в конце XVII века был создан выдающийся памятник – «Сийский иконописный подлинник», в котором было собрано около 600 прорисей с различных икон, в том числе и своих. Сегодня этот раритет хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.

В настоящее время возрождается Сийская иконописная мастерская. Работает группа иконописцев во главе с членом Союза художников России С. Егоровым.

Кроме того, в обители была небольшая типография и граверная мастерская.

XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние его пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: от него были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание монастырю было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.

В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссионерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин, становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную миссию, за что и был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впоследствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.

Что мог увидеть паломник начала XX столетия, попав в Антониево-Сийский монастырь? Ответим словами поэта: “Красоту земли и неба”. Величественно возносились к облакам купола белокаменных храмов. В праздники далеко окрест разносился звон 20 колоколов, из которых самый большой весил 300 пудов. Наверное, поражали богомольцев золоченые трехъярусные иконостасы монастырских каменных церквей. Но главными сокровищами были мощи преподобного Антония, чудотворные иконы Троицы и Смоленской Божией Матери. Поклонившись мощам, рядом с гробницей паломник видел бережно хранимые посох святого Антония и его ризы. Они были не златотканые, усыпанные самоцветами, а шитые из простой крашенины, но именно в эти скромные ризы облачались игумены и архимандриты монастыря в день памяти преподобного Антония. И так продолжалось, пока эти драгоценные облачения не обветшали совсем. В монастыре имелись богатая библиотека и иконописная школа. Кроме того, было большое хозяйство – поля, скотный двор, водяная мельница, две благоустроенные гостиницы для паломников. Наверное, покидая обитель, паломники всю жизнь вспоминали о виденной ими величественной святыне...

Теперь мы об этом можно только вспоминать.

В начале XX века Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монашеская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, а многое просто уничтожено. В монастыре размещалась детская колония. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, Дом отдыха, Дом для детей-инвалидов, Дом-интернат для престарелых. За этот период многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в крайнюю ветхость.

В 1970 -1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.

Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и Ризницей. Чудом уцелели святые мощи основателя обители преподобного Антония Сийского.

В августе 1992 году по ходатайству епископа Архангельского и Холмогорского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево - Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.

Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (а ныне игумен) Трифон, служивший до этого в селе Иб на Сысоле в республике Коми. Что увидел о. Трифон, впервые приехав сюда? «Мерзость запустения на месте святом. Храмы полуразрушенные, без крестов и куполов, разобранные корпуса, практически разрушенную колокольню. Не осталось и следа от часовен, Успенской и Крестовоздвиженской церквей, гостиниц, старых хозяйственных построек. Вещественное было разорено. Но в осиротевших стенах сохранялся дух былой святыни, ее преподобного основателя. Может, и в этом возрождении через страдания, на пепелище – особый Промысел Божий?». Но уже 14 октября 1992 года в Надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского была совершена первая после почти 70-летнего перерыва Божественная литургия.

В 1992 году в Сийской обители вновь появились монахи.

Сийский монастырь под руководством игумена Трифона постепенно становится центром возрождения Православной духовности на Севере. В обители возрождена богослужебная, духовно-просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность. В монастыре открыта библиотека духовной литературы, братия возрождает традиции северного церковного пения, собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории монастыря. Монахи участвуют в церковно-археологических экспедициях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия монастыря совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько приходов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Божию. С марта 2000 г. выходит (1-2 раза в месяц) газета «Духовный сеятель». В октябре 2001 года вышел в свет церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».

В монастыре интенсивно идут реставрационно-востановительные работы и археологические раскопки. Сегодня на территории монастыря сохранилось четыре храма XVI-XVII веков. Это Храм Пресвятой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Антония, Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца и Трапезной, Храм-колокольня трех святителей Московских - Петра, Алексия и Ионы и Надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня уже практически восстановлены Храм-колокольня трех святителей Московских - Петра, Алексия и Ионы, Надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского и Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с Трапезной. Началось восстановление главного храма обители Свято-Троицкого собора. Работы по восстановлению обители помогает вести Российский фонд архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева.

У монастыря серьезное хозяйство: фермы, луга-сенокосы, лесные делянки, теплицы и огороды.

Молоком, сметаной и творогом монастырь обеспечен сполна. Знаменитую Сийскую сметану, густую, которую можно намазывать на хлеб как масло, знают даже в Кремле.

Занимаются насельники и рыбным ловом. Лес дарит монахам грибы, ягоды, бересту для поделок, монахи гонят деготь и, конечно, заготавливают лекарственные травы, сами занимаются травной медициной.

В монастыре есть скорняжная мастерская, где выделывают кожу древними способами, без дубления и химикатов.

С возрождением монастырской жизни монастырю становится тесно на берегу Большого Михайлова озера. Активно открываются монастырские подворья. Во время визита в сентябре 2000 года в Архангельскую и Холмогорскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие подворий Антониево-Сийского монастыря в Москве и Санкт-Петербурге. Есть подворья монастыря в Архангельске (открыто в 1997 году) и Емецке.

При монастыре существует летний лагерь для “трудных” подростков, которые живут и трудятся в монастыре.

Все это свидетельствует о том, что, как и во времена преподобного Антония, Господь не оставляет места сего. Возрождается обитель, а вместе с нею – и Православие в нашем крае. Своеобразным символом возрождения служит уцелевшее место погребения преподобного Антония в Свято-Троицком соборе. Он еще пока пуст, стены испещрены надписями, через пустые окна свищет ветер. Но у гроба преподобного, пред его образом уже зажжена лампада, приходят молиться люди. А это значит, что после разорения и безверия все же наступает радость и новая жизнь, как после ночи приходит светлый день.

Паломничество в Антониево-Сийский монастырь

Древняя святыня – Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь – известен далеко за приделами Архангельской области. Ежегодно тысячи паломников посещают обитель, чтобы приобщится к его святыням, помолиться в старинных храмах, приложиться к мощам преподобного Антония Сийского. Хотя для многих гостей паломничество в Сийский монастырь – это и семейный отдых, и возможность совершить туристическую поездку, самым важным остается желание познакомиться с жизнью монастыря, прикоснуться к святыням Поморья.

Паломники, прибывающие в Сийский монастырь, теперь имеют возможность остановиться на ночлег в благоустроенной комфортабельной гостинице "Сийский паломник".


Берегите себя!

Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

Антониево-Сийский монастырь

Сообщение лесоруб » 23 апр 2015, 15:15

Изображение

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии. По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь.

В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.
К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке).

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).
В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь являлся крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648).
В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря – игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьями тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.
С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок.
В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Изображение

Так выглядел монастырь в 1905 году

Фотография из книги "Емчане"
В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого исполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923).

Изображение

Так выглядел монастырь в 1951 году

В советские годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви, при настоятеле игумене Трифоне (1992). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окрестности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей.
По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство.
В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действуют пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботарная мастерские.
Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников.

А так выглядит монастырь сейчас.

ИзображениеИзображение

Сийский монастырь. 1885 г

Берега Двины, по которой мы спускались, довольно однообразны, местами холмисты, покрыты большею частью лесом, но есть много полей и села часты. Отсюда начиная, близясь к Белому морю, Двина шалит в своих песках, перестанавливает берега, образует временные озерки, промои, обвалы, оплывы, поднимает и сносит острова, а весною, при таянии снегов, становится не уже Волги и несет громадные, сокрушительные массы воды. Села здесь как будто менее богаты, чем по Сухоне. Церкви их беднее, приземистее тех, что мы встречали на Сухоне, и между ними много деревянных, часто стареньких, типичных, не лишенных своеобразности. Глядя на эти церковки, можно подумать о бедности края, но выставка, виденная нами, и сведенья о местной производительности говорят другое: она только и ждет рельсового пути.

Было около 6 часов вечера, 12 июня, когда пароход наш причалил к берегу в 5 верстах от селения Сия, на том самом месте, где в 1858 году император Александра II, сделав долгую дорогу сухим путем, сел, направляясь в Архангельск, на пароход; гранитная колонна сохраняет память об этом, высясь на самом краю очень высокого песчаного берега. Сев в тарантасы, мы въехали в расцвеченную флагами и полную народом Сию, и первым домом влево от дороги была казарма местной Сийской команды с особым этапным домом. Обойдя выстроенную тут команду, Его Высочество посетил все ее помещения, кухни, столовую, этапный дом, цейгхаус, канцелярию и квартиру начальника команды.

Знакомясь с обстановкой, Великий Князь направился далее в Сийский монастырь, находящийся от Сии в 9 верстах. Путь шел лесом, почтовою дорогою, направляющеюся к Петербургу, сыпучими песками, так что даже пять лошадей и те с трудом тащили ничем не загруженные тарантасы. Монастырь глянул очень приветливо в густой зелени лесов, над водною поверхностью озера; это озеро было не единственное, встреченное нами. Местность ровная, но, благодаря воде и лесам, красивая.

Сийский монастырь имеет немаловажное значение в истории нашего царствующего дома: Филарет Никитич, будущий патриарх Московский, долгое время томился в нем, в суровом незаслуженном заточении. Причина -- Годунов. История гласит, что первая жена Ивана Грозного, Анастасия, была из рода Романовых; известно также, что Борис Годунов задумал уничтожить этот опасный ему род и всех сыновей Никиты Романовича, брата царицы Анастасии, разослал в тяжкие заключения: один был удавлен в ссылке, двое других посланы в Пелым, Василий скоро умер, а Михаила Никитича держали в земляной тюрьме в Ныробской волости, в окрестностях Чердыни, где и до сих пор показывают его тяжелые цепи. "Более всех братьев, -- говорит Костомаров, -- выказывался дарованиями и умом Федор Никитич. Он отличался приветливым обращением, был любознателен, научился даже по-латыни. Никто лучше его не умел ездить верхом, не было в Москве красивее и щеголеватее мужчины; современник голландец говорит, что если портной, сделав кому-нибудь платье и примерив, хотел похвалить, то говорил своему заказчику: "Теперь ты совершенный Федор Никитич". Этот-то именно Федор Никитич был насильно пострижен в Сийском монастыре под именем Филарета: он рыдал во время обряда пострижения; при нем годуновским соглядатаем был пристав Воейков. Жена постриженика, Марфа, была тоже пострижена и заключена в Егорьевский погост Толвуйской волости, в Заонежье. Детей их оставили у тетки. С воцарением Лжедмитрия инок Филарет возведен был в сан Ростовского митрополита и, по убиению самозванца до избрания Гермогена, ездил за мощами царевича Дмитрия в Углич. По словам Авраамия Палицына, "Филарет был разумен, не склонялся ни направо, ни налево". История посольства его к Сигизмунду Польскому известна. Его пленение - заслуга перед Русской землей. В 1619 году следовало его возвращение в Россию, патриаршество и благотворное, но твердое влияние на сына молодого тогда царя Федора.

Изобр. Вид на Сийский монастырь

Изображение

В Сийском монастыре имеется портрет этого бывшего инока, будущего патриарха Московского; он висит в помещении настоятеля, но на нем значится 1769 год, следовательно, это копия. Благодаря трудам археографической комиссии, книгохранилище монастыря приведено в известность. В числе рукописей находилось замечательное произведение великого князя Иоанна Иоанновича {Имеется в виду царевич Иван (1554-1581), сын Ивана Васильевича Грозного.}, писанное в 1579 году: это "Служба Преподобному Чудотворцу Антонию". Оригинал, по словам настоятеля, утрачен, а имеется очень хорошая, четкая копия; произведение это свидетельствует, по словам лиц, ознакомившихся с этою службой, о глубокой начитанности и проникновенно благочестием царственного автора. "Аз, любовию подвизаем, -- пишет царевич, -- написах и две песни".

Монастырь, не бедный и сегодня, имел когда-то 3500 душ крестьян; особенно много жертвовал на него Иоанн IV на поминовение убитого им сына. В монастыре почивают под спудом мощи Святого Антония. Показывают и чудовищную кость, принадлежавшую будто бы какой-то колоссальной щуке, ходившей в монастырском озере и пожиравшей людей; это, несомненно, громадный, окаменелый позвонок какого-либо допотопного чудовища. Окрестности монастыря очень красивы; говорят, что император Александр I проездом в 1819 году, выйдя из коляски на ближней горе, долго любовался замечательным видом. Толкуют, будто вокруг не менее 90 озер. Монастырское предание, отчасти сомнительное, говорит также, что в Сийском монастыре, на пути своем к столице, юный беглец Ломоносов был в течение некоторого времени не то пономарем, не то псаломщиком.

Когда Великий Князь подъехал к монастырю, то был встречен всем монашеством с хоругвями и архимандритом Савватием во главе, блиставшими на солнце яркими, новенькими ризами. В церкви был отслушан молебен. Его Высочество приложился к мощам Преподобного Антония и подробно осматривал церковь и немногие древние вещи, в ней хранящаяся.

Если где-либо время и люди не пощадили древности, так это именно в Сийском монастыре. XVI век остался только отчасти в прочных, нерушимых стенах -- все остальное ново, подкрашено, испорчено, погибло. Церковь о пяти куполах, из которых главный снаружи имеет очень оригинальный вид колокольчика, остальные четыре -- луковичные; цельнее другого сохранилась невысокая, очень широкая в основании колокольня. Мощи Преподобного Антония почивают близ алтаря, с правой стороны, под такою же новенькою, вычурною сенью, как и весь блистающий позолотой по ярко-зеленому фону иконостас. Если сказать, что видеть подобное уничтожение древности обидно -- это будет мало: это положительно преступно! Особенно ярко должно было сказаться это чувство в нас, только что посетивших почтенную древность Сольвычегодского собора. Едва ли ошибемся, если скажем, что все лики древних икон монастырских подмалеваны, и, право, не знаешь, что хуже: итальянизованные лоснящиеся новенькие образа иконостаса или эти замаскированные краской и лаком очертания неузнаваемых древних икон? В алтаре висит сохранившаяся каким-то чудом старая сень старого престола времени Алексея Михайловича; она висит потому, что лишена четырех опор, когда-то поддерживавших ее, но как хороша она в своем забытьи, в полумраке своих невозобновленных досужим маляром красок и безо всякой режущей глаза позолоты!

Не вернуть также и погибшей келейки, в которой жил когда-то Филарет Никитич, о которой мы расспрашивали. Будем верить тому, что она сгорела; факт тот, что на месте ее воздвигнуто какое-то жилое помещение. Из числа предметов, имеющих большую художественную ценность, следует упомянутое Евангелие, писанное в 1693 году иноком Паисием или только приобретенное им и называемое Априкос. Оно писано полууставом и снабжено на каждой странице замечательно типичными рисунками и орнаментами. Им нет числа, и само Евангелие толщиною фута в полтора, если не больше. Древнее других книг монастырских другое Евангелие, писанное на пергаменте 1339 года.

В монастыре в настоящее время 15 монахов; всех живущих в нем около 50 человек. Жилище архимандрита выходит на самое озеро. Посетив архимандрита, Его Высочество вернулся тою же лесною пыльною дорогою к пароходу, и мы двинулись в дальнейший путь вечером, часов в 10. Накрапывал дождь, и туман заволакивал берега. Ночевали мы на пароходе, на якоре, в виду Орлецов; тут был когда-то опасный водоворот, о котором сохранилась поговорка: "орлецкая водовороть над всеми водоворотями водоворот"; в настоящее время поговорка лжет, но волна струится тут очень быстро, как бы торопится пронестись к морю отдохнуть..."

Константин Константинович Случевский "По Северу России", 1884-1885 год
http://az.lib.ru/s/sluchewskij_k_k/text_0090.shtml


Берегите себя!


Avestener
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13 авг 2019, 12:48
Репутация: 0
name: AvestenerYG
Откуда: Russia
Контактная информация:

Антониево-Сийский монастырь

Сообщение Avestener » 01 сен 2019, 16:41

Святой источник рядом с монастырем.Говорят,что он иссяк в 30 году,когда расстреляли последнего монаха,а с началом возрождения монастыря источник ожил.Рядом с источником остатки непонятного сооружения,возможно времен войны.




Антон
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 сен 2019, 07:07
Репутация: 0
name: АнтонUV

Перезвоните пожалуйста

Сообщение Антон » 12 сен 2019, 07:07

Перезвоните мне пожалуйста, 8 (999)529-09-18 Антон.



Аватара пользователя

Автор темы
лесоруб
модератор
Сообщения: 3723
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 12:34
Репутация: 3
name: Имя
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

Антониево-Сийский монастырь

Сообщение лесоруб » 12 сен 2019, 09:10

Тема для разговора?


Берегите себя!


Вернуться в «Краеведение»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость