село Ломоносово
Добавлено: 26 апр 2015, 11:34
Село Ломоносово
Ломоносово (Денисовка и Мишанинская) — село в Холмогорском районе Архангельской области, на острове, на реке Северная Двина.
Административный центр Ломоносовского сельского поселения. В 3-х километрах восточнее Холмогор на острове посреди реки Северная Двина. В селе расположен музей Михаила Ломоносова, установлен памятник Ломоносову, имеется старая полуразрушенная церковь. Недалеко располагается речная пристань — через которую осуществляется связь с «большой землей».
История
Село наиболее известно тем, что в 1711 году здесь родился великий деятель эпохи Просвещения — Михаил Ломоносов. Ранее состояло из двух сёл, Денисовка и Мишанинская, позднее они были объединены в село Денисовка, а потом переименовано в честь учёного.
Еще в 17 веке жители Холмогор и окрестных деревень заявили о себе, как об искусных мастерах резьбы по «рыбьему зубу». Уровень их мастерства подтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате Московского Кремля, представлявшей собой мастерскую царского двора.
18 век – период активного развития промысла. Строительство новой столицы России, Петербурга, сопровождалось заказами на изготовление богатых нарядных вещей для императорского двора.
Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин. Юношей он поступил в косторезную мастерскую, а потом по примеру своего земляка ушел с рыбным обозом в 1759 году из Холмогор в Петербург. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почетным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрел всероссийскую известность.
Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Дудин, образованнейший человек, любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу их официальных стилей барокко и рококо.
В ажурный орнамент постепенно вводятся сюжетные изображения, выполненные в технике рельефа. К концу 18 века к традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни. Для пышности и яркости фоном ажурному орнаменту служит фольга или шелк.
В начале 19 века сложившиеся уже черты классицизма вносят свои коррективы в работы холмогорских мастеров. Пропорции вещей приобретают строгость и изысканность. Формы становятся лаконичнее. Орнамент миниатюрнее. Тонкие гирлянды на фоне тончайшей ромбовидной сетки говорят о необыкновенном мастерстве исполнения. С особой наглядностью это демонстрируют уникальные вазы и кубки рельефами портретных изображений.
К концу 19 – началу 20 веков холмогорской резьбе характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнено блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Бобрецовым. Блюдо находится в выставочном зале музея Ломоносова.
Однако к началу 20 века искусство холмогорского промысла переживает упадок. Не дает результатов ремесленный класс по подготовке мастеров. Его закрывают. Остается трое мастеров, сохраняющих традиции промысла.
Когда в 1921 году в Архангельске были организованы курсы резчиков по кости, древнее холмогорское мастерство было уже почти забыто.
В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Ее первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.
В первой половине прошлого столетия мастерами была освоена техника гравюры на кости. Известна она стала благодаря мастерам Буторину, Просвирнину, Ватлину.
Начиная с 1960-х годов свои творческие возможности раскрывает новое поколение художников. Их работы освобождаются от излишней сложности и перегрузки предыдущих поколений. Наступает период создания более простых по форме изделий, украшенных орнаментами и сюжетами, которые ориентируются не на трудоемкие приемы резьбы, а на декоративную выразительность. Вновь начинают подкрашивать кость-цевку в зеленый и коричневый цвета.
Мастера находят новые технические решения: склеивают изогнутые пластины, полученные от распила трубчатой кости коровы. Создают вазы, формы которых прежде можно было получить лишь вытачиванием из цельного блока бивня. А искусная ажурная резьба, украшающая такой предмет, заставляет забыть, что удивительная работа выполнена из совершенно простого материала – коровьей кости (цевки).
Характерной чертой 1990-х годов является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.
В селе Ломоносово фабрика художественной резьбы по кости сейчас закрылась. Мастера дома изготовляют массовые изделия и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и кости-цевки на продажу. В косторезном училище мастера обучают меньше десятка студентов. Многие окончившие училище едут в Санкт-Петербург, как когда-то Федот Шубин, учиться дальше в Академии художеств или в Мухинском училище. Промысел не умирает, но и не процветает. На родине Ломоносова создаются руками умельцев потрясающие вещи, которые находят своего покупателя достаточно сложным путем.
Ломоносово (Денисовка и Мишанинская) — село в Холмогорском районе Архангельской области, на острове, на реке Северная Двина.
Административный центр Ломоносовского сельского поселения. В 3-х километрах восточнее Холмогор на острове посреди реки Северная Двина. В селе расположен музей Михаила Ломоносова, установлен памятник Ломоносову, имеется старая полуразрушенная церковь. Недалеко располагается речная пристань — через которую осуществляется связь с «большой землей».
История
Село наиболее известно тем, что в 1711 году здесь родился великий деятель эпохи Просвещения — Михаил Ломоносов. Ранее состояло из двух сёл, Денисовка и Мишанинская, позднее они были объединены в село Денисовка, а потом переименовано в честь учёного.
Еще в 17 веке жители Холмогор и окрестных деревень заявили о себе, как об искусных мастерах резьбы по «рыбьему зубу». Уровень их мастерства подтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате Московского Кремля, представлявшей собой мастерскую царского двора.
18 век – период активного развития промысла. Строительство новой столицы России, Петербурга, сопровождалось заказами на изготовление богатых нарядных вещей для императорского двора.
Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин. Юношей он поступил в косторезную мастерскую, а потом по примеру своего земляка ушел с рыбным обозом в 1759 году из Холмогор в Петербург. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почетным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрел всероссийскую известность.
Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Дудин, образованнейший человек, любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу их официальных стилей барокко и рококо.
В ажурный орнамент постепенно вводятся сюжетные изображения, выполненные в технике рельефа. К концу 18 века к традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни. Для пышности и яркости фоном ажурному орнаменту служит фольга или шелк.
В начале 19 века сложившиеся уже черты классицизма вносят свои коррективы в работы холмогорских мастеров. Пропорции вещей приобретают строгость и изысканность. Формы становятся лаконичнее. Орнамент миниатюрнее. Тонкие гирлянды на фоне тончайшей ромбовидной сетки говорят о необыкновенном мастерстве исполнения. С особой наглядностью это демонстрируют уникальные вазы и кубки рельефами портретных изображений.
К концу 19 – началу 20 веков холмогорской резьбе характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнено блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Бобрецовым. Блюдо находится в выставочном зале музея Ломоносова.
Однако к началу 20 века искусство холмогорского промысла переживает упадок. Не дает результатов ремесленный класс по подготовке мастеров. Его закрывают. Остается трое мастеров, сохраняющих традиции промысла.
Когда в 1921 году в Архангельске были организованы курсы резчиков по кости, древнее холмогорское мастерство было уже почти забыто.
В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Ее первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.
В первой половине прошлого столетия мастерами была освоена техника гравюры на кости. Известна она стала благодаря мастерам Буторину, Просвирнину, Ватлину.
Начиная с 1960-х годов свои творческие возможности раскрывает новое поколение художников. Их работы освобождаются от излишней сложности и перегрузки предыдущих поколений. Наступает период создания более простых по форме изделий, украшенных орнаментами и сюжетами, которые ориентируются не на трудоемкие приемы резьбы, а на декоративную выразительность. Вновь начинают подкрашивать кость-цевку в зеленый и коричневый цвета.
Мастера находят новые технические решения: склеивают изогнутые пластины, полученные от распила трубчатой кости коровы. Создают вазы, формы которых прежде можно было получить лишь вытачиванием из цельного блока бивня. А искусная ажурная резьба, украшающая такой предмет, заставляет забыть, что удивительная работа выполнена из совершенно простого материала – коровьей кости (цевки).
Характерной чертой 1990-х годов является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.
В селе Ломоносово фабрика художественной резьбы по кости сейчас закрылась. Мастера дома изготовляют массовые изделия и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и кости-цевки на продажу. В косторезном училище мастера обучают меньше десятка студентов. Многие окончившие училище едут в Санкт-Петербург, как когда-то Федот Шубин, учиться дальше в Академии художеств или в Мухинском училище. Промысел не умирает, но и не процветает. На родине Ломоносова создаются руками умельцев потрясающие вещи, которые находят своего покупателя достаточно сложным путем.